Страница: 2/7
Далее рассмотрим религию древных славян. В славянских верованиях мы опять встречаем анимистические представления: домовой дух, покровительствующий семье, леший дух леса, водяной дух водяной стихии, полудница полевой дух, образы вил (особенно распространены у сербов) лесные, полевые, горные, водяные и воздушные девы, которые могут вести себя дружелюбно и враждебно в отношении человека, в зависимости от его собственного поведения, и т.д. Но на ряду с этим существовал пантеон славянских богов: Сворог, Даждьбог, Хорс солнечные божества, Перун бог грозы, Велес (Волос) покровитель скотоводства, Мокошь богиня женских работ, прядения и ткачества. Само понятие "бог" исконно славянское, общее для всех славянских языков. Основное значение этого слова счастье, удача. С течением времени представление об удаче, успехе, счастье, везении связывалось с неким духом, дающим удачу. Другое общеславянское обозначение сверхъестественного существа бес, которое означало всенеобъяснимое и страшное. К древнейшей эпохе восходят корни лечебной магии, у славян она была связана с народной медициной. Таким образом, славянам помимо анимистических верований был присущ политеизм более высокий уровень развития религии. Тут Бог более или менее сформировавшееся понятие, хотя и представляющее чаще всего силы природы и занятия человека. Многобожие мы встречаем у ацтеков, народа майя. Особенно жестока религия у ацтеков, по которой богам приносились кровавые человеческие жертвы. Любопытна религия в древнем Китае, где упор в основном делался на настоящую жизнь человека, на необходимые правила поведения и обряды для исполнения. В Китае существуют две религии: даосизм и конфуцианство, которые тесно переплетены между собой. По-китайски дао путь, метод, принцип. Основателем этого учения был Лао-дзы, который писал, что основой человеческой жизни должно стать бездействие. Всякое стремление что-то сделать, изменить в природе или в жизни людей осуждается. Главная добродетель воздержание: это основные понятия, приведенные Лао-дзы. В даосизме и конфуцианстве понятия духов и богов выражены менее отчетливо, чем в других религиях. За основу здесь берутся традиции поколения, устоявшийся порядок жизни и веры. В конфуцианстве основным содержанием стал культ предков. Каждая крупная родовая группа имела храм, посвященный общему родоначальнику фамилии. Жертвоприношения и моления в этих храмах исполнялись или главой семьи, или старейшинами родов. Было поверие, что душа умершего после сложных призываний и исполнения обрядов переходит в символ, хранящийся в храме (в раннее время кукла, затем табличка). По религиозным верованиям китайцев, главнейшая обязанность человека сыновняя почтительность и почитание предков. Главным правилом жизни, опорой существующего строя конфуцианская философия и религия считают строгое соблюдение обрядов. "Если не соблюдать издревле установленных обрядов,говорил Конфуций, или, тем более, отменить их, то все перемешается и возникнут нестроения.
Уничтожьте брачные обряды не будет супругов, и разовьется разврат со всеми его преступлениями . Уничтожьте обряды погребения и жертвоприношений дети не будут заботиться об усопших родителях, да и живым служить перестанут, уничтожьте обряд пин-дзинь исчезнут различия между государем и чиновниками, удельные князья будут своевольничать, возникнут притеснения и насилие". Китайский пантеон богов весьма обилен и сложен. Главным богом в древности считался Шан-ди, а затем его заменил Тянь (в переводе "Небо"). Из второстепенных богов видное место занимали бог богатства Цай-шен и покровители профессий для ремесленников. Купцы почитали помимо бога богатства также местных богов-покровителей. Для крестьян главную роль играли земледельческие божества. Видное место в верованиях китайцев занимает дракон: многочисленные духи-драконы управляют дождем и водными источниками. Необычна и оригинальна религия Индии. В ранний период за основу берутся религиозные тексты Веды. В них записаны гимны и предания, посвященные различным богам. Одним из ранних образов богов можно считать Индру бога-воителя и бога грома и молнии (двойственная натура), также мы встречаем здесь других богов: Варуна -олицетворение ночного неба, небесных и земных вод, Дьяус бог дневного неба. В виде олицетворения солнца выступает целая вереница божеств Сурья значит просто солнце, Савитри "восстановитель", "оживитель", Пушан божество солнечного жара, Ушас богиня зори. Довольно расплывчато представление об Адити: это олицетворение беспредельного пространства. Помимо представленных богов в Ведах встречается немалое количество других богов. Ведические боги группировались в две противостоящие категории: асуры и дэвы. К первым принадлежат Дьяус, Варуна, Митра, Савитар, Адити; ко вторым большинство остальных. Наряду с богами индийцы почитали предков-питрис. Питрис упоминаются в Ведах очень часто, но не занимают в них видного места. В более поздний брахманский период религия Индии меняется с изменением общественного строя. Теперь общество делится на четыре касты: брахманы наследственное жречество, кшатрии каста воинов, вайшьи каста земледельцев, скотоводов и торговцев, и шудры каста рабов. Первые три считались благородными. Кастовый строй был закреплен в памятнике законодательства и религии Индии в Законах Ману. На первое место в эту эпоху выдвинулся новый бог Брама или Брахма, которому и стали приписывать кастовое устройство. По мифу сами касты произошли из разных частей тела Брахмы: из уст его брахманы, из рук кшатрии, из бедер вайшьи, из ног шудры. Усложняется и сам пантеон богов теперь боги принадлежат кастам: Брахма брахманам, Индра (сохранивший свое значение) бог кшатриев, Рудра бог земледельцев. Шудры вообще были отстранены от официального культа. Была широко распространена идея перевоплощения: душа человека после его смерти не погибает, а переселяется в другое материальное тело. Во что именно она воплотится, это зависит от поведения человека в теперешней жизни, и прежде всего от соблюдения им кастовых правил. Теоретическое обоснование учения о перевоплощении идея кармы. Карма в переводе на русский это причинность и судьба. Своим поведением человек сам создает свою судьбу в будущем воплощении. В этом и заключается закон кармы. В дальнейшем религия становится более демократичной.
Реферат опубликован: 4/10/2009