Страница: 3/7
Возникает своеобразное учение об аватарах: каждое небесное божество может иметь свою земную аватару. Некоторые из аватар становятся популярными народными божествами. Теперь боги-спасители земные боги. Наиболее популярным делается Кришна спаситель, одна из аватар Вишну. В Южной Индии таким же богом-спасителем выступает Рама легендарный предводитель арийцев при завоевании ими Цейлона, герой древнеиндийского эпоса Рамаяна. На почве почитания божеств-спасителей складываются многочисленные секты. Во главе их стоят святые мужи-учителя, так называемые гуру. Культ гуру выдвигается на первый план. Гуру не только посредник между человеком и богами, он сам почти воплощение божества. Каждое слово гуру священный закон для всех его последователей. Большинство сект можно соединить в две основные группы, в зависимости от того, какое главное божество они признают. Главных божеств два: Вишну и Шива, сообразно чему секты делятся вишнуистские и шиваистские. Между этими сектами нет борьбы. Брахму признают верховным богом, но его культа нет. Сохраняется в сектах учение о перерождении. Итак, общие догматы индуизма: признание священного авторитета Вед, учение о карме и переселениидуш, вера в богоустановленность каст. Необходимый вклад в историю развития религии внесли верования египтян.Египетская цивилизация оставила после себя монументальные памятники, такие как египетские пирамиды одно из чудес света. Они связаны с представлениями египтян о жизни души после смерти, о загробном мире. Они считали, что со смертью человека умирает только его тело, тогда как остаются части его существа: имя (рен), душа (ба), вылетающая из тела в виде птицы и уносящаяся в небо, и таинственный двойник человека (ка). Ка своеобразная душа, невидимый двойник человека, посмертная судьба которого таинственно связана с судьбой самого тела. Ка не бессмертен, он может погибнуть от голода и жажды, если при погребении покойник не будет снабжен всем необходимым; ка может быть съеден загробным чудовищем, если не защитят его магические формулы. В благоприятном случае, при сохранении мумии или хотя бы статуи умершего, ка может надолго пережить его. Египтяне достигли больших успехов в мумификации мертвого тела, связанной с их представлениями. Также у египтян сложилось представление о покровителях умерших. Каждой местности соответствует свой бог-покровитель. В дальнейшем выдвинулись два божества (период Древнего царства): солнечный бог Ра и умирающий и воскрешающий бог растительности Осирис. Будучи по мифу первым умершим, Осирис изображается как владыка умерших, а его ежегодное воскрешение давало верующим надежду на то, что именно с его помощью душа умершего может спастись от окончательной гибели. В эпоху Среднего царства возникла идея суда над душами.
На этом страшном суде взвешивается сердце покойника и в зависимости от добрых и дурных дел, совершенных им при жизни, определяется судьба его души. Судьей душ считается Осирис. Но в добавлении к этому существовало представление о возможности обеспечить благополучие души на том свете чисто магическими средствами. И магические представления преобладали над религиозно-нравственными. Помимо покровителя умерших Осирис выполнял роль бога-покровителя земледельческих работ, растительности. Характер образа Осириса как бы олицетворял хлебное зерно. В дальнейшем с культом Осириса была тесно связана Исида богиня плодородия. Затем сформировался образ солнечного бога Ра, который стал главной частью государственной религии Египта. Египетская религия выросла из почитания местных номовых божеств-покровителей. Номы остатки древних племен, объединенных в конце 4 тысячелетия до н.э. под общей властью царя. Культ номовых богов сочетался с поклонением общеегипетским божествам. Остались в религии Египта и следы тотемизма, но культ животных в Египте был локальным. В почитании местных богов-покровителей происходил процесс антропоморфизации священных животных, так кошка превратилась в богиню Бастет, изображающуюся с кошачьей головой, сокол в бога Гора. Существуют изображения бога Тота с головой ибиса, Анубиса с головой собаки, богини Сохмет с головой львицы. Для египетской религии была характерна одна особенность: с изменением места царствования династии, с изменением столицы государства менялся и состав пантеона богов. Основной номовый бог-покровитель настоящей столицы занимал главенствующую роль в пантеоне общеегипетских богов. Так первые объединители Египта, вышедшие из Иераконнополя и Эдфу превратили своего племенного бога сокола Гора в общеегипетского бога солнца (1-2 династии), затем с перенесением столицы царства в Мемфис (3-ая династия) главным официальным богом Египта становится мемфиский бог Птах и т.д. Другие местные божества со временем вошли в пантеон египетских богов. Например гермопольский бог Тот стал покровителем писцов и ученых, снутский Анубис богом загробного царства, лотапольская Сохмет богиней войны, коптосский Мин покровителем иностранцев и т.д. Космогонических мифов у египтян было много, в каждом существовал свой миф о начале мира, где главная роль отводилась местному божеству. Геопольские верующие приписывали создание мира своему солнечному богу Ра. Сам Ра был порожден отцом своим, первобытным хаосом Нун, из этого хаоса Ра, совокупившись сам с собой ("упало семя в мой собственный рот") создал одно за другим высшие божества, людей и животных.
Реферат опубликован: 4/10/2009