Гадание

Страница: 11/14

Сама веятельная корзина символизирует отсеивание правды от лжи. Полагают, что гадальщик одержим духом гадальшика-предка, в определенном проявлении известном как Kayong'a. О нем говорят также, как о «человекоубийце», поскольку в результате прорицательского решения могут быть умерщвлены люди. Этот дух Kayong'a заставляет гадальщика дрожать и тем самым трясти корзину. Прежде чем стать гадальщиком, неофит должен быть поражен этих духом, который вызывает у него прерывистое, как у астматика, дыхание и заставляет сильно дрожать, когда его обмывают магическими снадобьями. Новичка лечит культовая группа во главе со знаменитым гадальщиком. Многие из символов ритуала (посвящения) обозначают «проницательность», «остроту», которую должен выказать гадальщик. Это, например, иглы и бритвы, которые вкалывают в сердце жертвенного петуха или козла. Говорят, что когда прорицатель дрожит и тяжело дышит, он ощущает уколы иглы, которая сама по себе символизирует дух Kayong'a, в своих сердце и печени. После того, как его вылечивают, гадальщик поступает в ученики к признанному гадальщику, который разъясняет ему значение предметов в корзине. Признанный гадальщик подбадривает новичка, понуждая гадать самостоятельно, критически анализирует его действия и передает ему собственного снаряжения. У меня есть сведения о двадцати восьми гадательных предметах, символах, которые охватывают в по ном объеме их значений всю печальную историю несчастья, утраты и смерти в жизни ндембу, а также низкие, себялюбивые, мстительные мотивы, вызывающие, по верованиям, эти бедствия.

Гадальщик осознает, что прежде всего он действует не от своего собственного имени, а от имени своего общества. Во время гадания физиологические стимулы, возбуждаемые барабанным боем и пением, использование архаических вопросно-ответных формул и сосредоточение, которого требует гадательная техника, - все это уводит гадальщика от его собственного «я» и усиливает его интуитивное сознание: это человек призвания. Он также соизмеряет свое поведение с идеалами. Как мы видели, символы, которыми он манипулирует, частично обязаны своим значением высокой оценке таких качеств как откровенность, честность и правдивость. Одна из его общепризнанных целей — сделать известным и понятным в сознании ндембу то, что неизвестно и непонятно. Его задача оттесняется предположением, что, пока люди не откроют «перед взором общественности» свою затаенную злобу и ненависть, это чувство будет терзать и отравлять жизнь группы. Тени (духи умерших) поражают живущих несчастьями, чтобы, пока не поздно, обратить на эти скрытые силы пристальное внимание выведенных из равновесия членов групп. Тогда гадальщик может рекомендовать обратиться к культовой ассоциации для исполнения ритуала, который не только излечит данного пациента, но и восстановит равновесие в группе. Однако там, где враждебность приобрела глубокий и разъедающий характер, она ассоциируется с летальной силой ведовства. Злобный человек сам по себе становится социальной язвой. В этом случае нет нужды пытаться исцелить себялюбивого и завистливого колдуна или ведуна. Он должен быть изгнан, вырван с корнем из группы, чего бы это ни стоило тем его родственникам, которые любят его и зависят от него. Я рад, что по крайней мере некоторые гадальщики убеждены, будто они выполняют гражданский долг без страха и без пристрастности. Это серьезнейшая ответственность — быть одержимым тенью Kayong'a и стать гадальщиком, поскольку с этих пор человек принадлежит себе не полностью. Он принадлежит обществу, причем обществу в целом, а не той или иной из его подгрупп.

Система значений собственного ритуального символа вытекает из неких глубоких и универсальных человеческих нужд и побуждений, и, в то же время, из универсальной человеческой нормы, контролирующей эти побуждения. С другой стороны, гадательный символ помогает гадальщику решить, что верно и что — неверно, восстановить невиновность или вину в ситуациях несчастья. Его роль - где-то между ролями судьи и ритуального эксперта. Однако в то время судья доискивается сознательных мотивов, гадальщик зачастую пытается обнаружить бессознательные импульсы антисоциального поведения. Для этого он столько же пользуется интуицией, сколько разумом. Он «нащупывает» стрессы и болевые точки в отношениях, используя свои конфигурации символических предметов, помогающих ему сосредоточиться на выяснении трудностей в конфигурациях реальных людей и отношений. Как он, так и эти люди руководствуются аксиоматическими нормами общества ндембу. Таким образом, символы, которыми он пользуется не просто экономные средства для целей референции, т.е. «знаки», но они обладают также определенными «подсознательными» качествами собственно ритуальных символов. С их помощью он может сказать, например, что тень «навлекла болезнь на свою внучку, поскольку люди такой-то деревни плохо живут друг с другом», или что «человек убил своего брата посредством колдовства, так как хотел стать главой семьи». С их помощью он может предписать меры лечебного ритуала. Однако он не может поставить эмпирическим причинам социального «раздора» иной диагноз, кроме болезни и смерти. Социальные значения и контроль гадальщика ограничены суперсознательными социальными и нравственными силами, а также бессознательными биофизическими силами. И тем не менее гадальные символы столько же близки к «знакам», сколько к юнговским символам, чреватым неизвестным значением.

Реферат опубликован: 25/05/2007