Страница: 7/14
Создатели карт с древних времен до настоящего обозначали масти знаками звезд и стрел, птиц и собак, зеркал и колонн, лун и якорей, и все так же не смогли уйти от традиционного деления колоды на четыре масти (не считая, разумеется, Старших Арканов). В чем же причина устойчивости четверки? Широко бытует мнение, что четыре масти представляют четыре касты древне-египетского царства.
Другая популярная теория утверждает, что масти представляют четыре сословия средневековой Европы: мечи - рыцарство, знать и аристократию, посохи (жезлы) - крестьян и низшие сословия, кубки - церковные и иные духовные группы и монеты - сословия коммерческие.
Кто-то ассоциирует масти с предметами - чакрой, палицей, раковиной и луком, которые держит в четырех своих руках индийское божество Вишну, а также комплексное двуполое божество Ардханаришвара - одно из воплощений Шивы.
В середине шестнадцатого века карты представлялись азартной игрой, в которой мечи пророчили смерть тому, кто отчается и обезумеет от игры, посохи сулили наказание мошенникам и шулерам, кубки намекали на вино, способное уладить все споры, а монеты представляли смысл и цель игры.
В средневековой Франции масти ассоциировали с военным делом. Пики представляли запасы или склады оружия, необходимого для битв. Трефы означали распространенное луговое растение и предостерегали полководцев не заводить свои войска в места, бедные кормом для лошадей. Сердца (червы) символизировали мужество и стойкость офицеров, а алмазы (бубны) напоминали тип прочных стрел, выпускавшихся из аркебуз.
В семнадцатом веке четыре масти предостерегали от четырех опасностей в жизни человека: убийства, насилия, беспорядков и преступлений ради выгоды.
Но находились и такие, кто считал масти достойными знаками и ставил в соответствие мечам справедливость, посохам - мужество, кубкам - веру, а монетам - милосердие.
Четыре масти уподобляли четырем временам года, четырем первостихиям, четырем мирам Каббалы, четырем магическим элементам алхимии и, конечно, четырем буквам имени Бога - YHWH (тетраграмматон).
Книга перемен
Древнекитайская «Книга перемен», в устной форме зародившаяся около 5 300 лет назад, оказалась записанной лишь после того, как прошло примерно 2 000 лет. Изначально метод предсказаний, излагавшийся в ней, был прост. Использовались две линии: одна - сплошная, другая - прерывистая. Они позволяли гадающему лицу получить утвердительный или отрицательный ответ на постоянный вопрос - наподобие того, как это делается при гадании с монетой (падает решкой вверх - да, орлом - нет).
Затем возникла серия диаграмм, в которых вертикальные линии чертили попарно, а позже - триграмм, включающих в себя восемь комбинаций (столбцов) из трех линий; каждая комбинация получила свое название: «Небо», «Земля», «Солнце», «Луна», «Воздух», «Вода», «Гора», «Гром».
Значения линий, однако, не были резко противоположными. Сплошная («янь») носила в себе, скорее, генерирующее начало, а прерывистая («инь») - воспринимающее. Когда «янь» начинает, «инь» поддерживает. Другие значения «янь» и «инь» - свет и тень, жесткий и мягкий, экспрессивный и созерцающий, твердый и податливый, сильный и слабый, день и ночь и т.п. Существует множество и других смысловых оттенков, но никогда эти понятия не определяются как хорошее и плохое. Иногда возникает острая необходимость в «янь», иногда - в «инь». Всегда одно начало дополняет другое. И только из сочетания обоих начал получается то, что называется основой бытия. Это особенно видно при изучении триграмм и их толкований.
Триграмма «Небо» воплощает собой силу в чистом виде, поскольку она составлена из трех «янь». Отсюда другое ее дополнительное значение - небеса, всемогущие и благословляющие «Землю», которая представлена воспринимающим началом - тремя «инь».
Подобным же образом триграмма «Солонце» может быть истолкована как огонь и даже молния. В расширенной интерпретации триграмма «Луна» означает все, что стоит на пути, вытесняет солнечный свет: тучи, дождь и даже опасный поток в узком ущелье.
Реферат опубликован: 25/05/2007