Страница: 4/14
Подытоженные выше религиозные представления, естественно имели долгую историю развития, зафиксированы разными культурами на их различных фазах. Я взял отдельную такую фазу, примерно соответствующую окончательной форме религии в шей сегодняшней белой, христианской культуре. Легко заметно, что не все детали религиозного целого одинаково хорошо согласуются друг с другом, что противоречия повседневного опыта лит большим трудом поддаются сглаживанию. Но и такие, какие они есть, эти — в широком смысле религиозные — представления считаются драгоценнейшим достоянием культуры, высшей ценностью, какую она может предложить своим участникам, гораздо большей, чем все искусства и умения, позволяющие открывать земные недра, снабжать человечество пищей или предотвращать его болезни. Люди говорят, что жизнь станет невыносимой, если религиозные представления утратят для них ту ценность, которую они им приписывают. И вот встает вопрос, что являют эти представления в свете психологии, откуда идет столь высокая их оценка и — сделаем еще один робкий шаг — какова их действительная ценность? Я уже пытался показать, что религиозные представления произошли из той же самой потребности, что и все другие завоевания культуры, из необходимости защитить себя от подавляющей сверхмощи природы. К этому присоединился второй мотив, стремление исправить болезненно ощущаемое несовершенство культуры. И как раз очень уместно сказать, что культура дарит эти представления индивиду, потому что он принимает их как данность, они преподносятся ему готовыми, он был бы не в силах изобрести их в одиночку. Они — наследие многих поколений, в которое он вводится, которое он перенимает как таблицу умножения, геометрию и т.д. Есть, конечно, и одно отличие . обычно эту совокупность религиозных представлений предлагают как божественное откровение. Но это само по себе есть уже элемент религиозной системы, преподносимый с полным пренебрежением к известным нам фактам исторического развития религиозных идей и к их разнообразию в разные эпохи и в разных культурах. Истоки и сравнительный анализ классических систем гадания.
Есть вопросы, к ответам на которые можно прийти путем умозаключений. Даже о будущем можно судить более или менее точно, когда речь идет о выводах из известных предпосылок, когда нужно лишь найти следствие известных причин. Но, кроме обычной причинно-следственной связи, между явлениями может существовать иная, пусть скрытая, но оттого не менее тесная связь, объединяющая вещи, которые на первый взгляд разделяет неизмеримая пропасть. Эту связь или, точнее, это отношение, в разные времена называли по-разному - подобием симпатией, аналогией, считая ее выражением единого мирового закона: «То, что внизу, подобно тому, что наверху». Это понял еще Гермес Трисмегист, маг и ученый, живший в Египте пять тысяч лет назад. Ближайшие потомки сочли его богом (Тотом), а более отдаленные - полумифической личностью, никогда не писавшей своих дошедших до нас трудов.
Сам он не считал себя богом. С помощью метода аналогий он пытался познать эту скрытую связь, существующую между движением карт, планет и движениями человеческой души, веря, что в ней проявляется воля Бога - или богов.
Однако представители различных религий часто спрашивали себя: не грех ли это - пытаться узнать Божью волю? Может быть, Бог (или боги) намеренно скрывают ее от людей? Недаром же название, данное герметическим наукам в честь их основоположника Гермеса Трисмегиста («трижды очень великого»), истолковывается и как «учение о сокрытом», тайном?
Да, герметические науки помогают приоткрыть завесу будущего и узнать то, чего никаким другим образом узнать нельзя. Но владение герметическими науками можно уподомить владению грамотой: человек может прочесть книгу, но он не волен изменить ее содержание. Нет греха, если человек узнает, что уготовлено ему провидением.
Одной из важнейших отраслей герметических наук следует считать гадание. Способов гадания существует великое множество. Традиция утверждает, что человек может с помощью гадания узнать все, что ему нужно для того, чтобы изменить неблагоприятное течение своей жизни - или, наоборот, сохранить и укрепить ее благоприятные стороны, обретя внутреннюю свободу. Ибо ответ на его вопросы уже начертан в его душе, а гадательные символы лишь помогают прочесть этот ответ.
Реферат опубликован: 25/05/2007