Страница: 4/13
Что «правильно» — в конце концов должен решить сам индивидуум, принимая на себя ответственность за свои действия и работу и становясь более зрелым человеком.
Просветления
санскритского слова «дхьяна»,
медитация, превратившегося в
«ч’ан» по-китайски и «дзен»
по-японски. Медитация — серд-
цевина дзен; существуют две
основные практики дза-дзен (си-
дячей медитации); размышление
над коаном или просто сидение с концентрированным сознаванием без вспомогательных средств.
Коан традиционно формулировался как диалог между учеником и мастером дзен. Некоторые коаны основаны на вопросах, которые задавались серьёзными учениками в древнем Китае. Другие взяты из вопросов, которые ставил учитель, чтобы стимулировать или пробудить понимание ученика. Ответы живо и непосредственно иллюстрируют определённый аспект глубинного понимания мастера. Ответы часто парадоксальны и по видимости нелогичны, они заставляют спрашивающего преодолеть ограничения, свойственные категориям, в которых он до сих пор осмыслял опыт. Размышление над классическими коанами до сих пор практикуется в школе Ринзей.
Один из знаменитых коанов называется «Му», Монах с полной серьёзностью спрашивает Джошу: «Обладает ли собака природой Будды?» Джошу парирует: «Му!» «Ответ Джошу может быть переведён как «Ничто!» или понимаем как просто восклицание. Это не просто ответ типа да-или-нет, Монах всерьёз обдумывает буддийское учение о том, что все чувствующие существа обладают природой Будды (в Китае и это время собака считалась низшим из животных, нечистым зверем, и монах всерьёз спрашивает, неужели такое низкое создание тоже должно обладать природой Будды). Джошу не попадается в ловушку, которой было бы принятие предположения спрашиваемого, что существует такая определённая вещь, как «природа Будды», которой можно обладать. «Му» — это решительный отказ от дуалистического мышления, но, через которое ученик может получить первое представление о не-дуалистических взглядах учителя. Другой учитель дзен комментирует: «Ясно, что Му не имеет отношения к существованию или не-существованию природы Будды, оно само — природа Будды» /10/.
Размышляя (медитируя) над этим коаном, ученик не должен пускаться в интеллектуальные спекуляции о вопросе, ответе и их связях. Цель коана — привести ученика к видению собственного невежества, побудить их пойти дальше абстрактных рассуждений, искать истину в самих себе.
«Дайте всему в себе превратиться в единую массу сомнения и вопрошания. Сконцентрируйтесь, проникните в Му. Это значит — достичь абсолютного единства с ним. Как можно этого достичь? Цепко держась за него день и ночь! Постоянно сосредотачивайте на нём свой ум. Не толкуйте Му как ничто и не пытайтесь понять его с точки зрения существования или несуществования природы Будды. Тогда что же вам делать? Прекратите спекуляции, сосредоточьтесь на Му — только Му! /10, с. 79/
В дзенской школе Сото ученикам объясняют, что наиболее важный аспект обучения связан с их повседневной жизнью, что они должны научиться разрешать свой личный коан, проблемы повседневности, как они обнаруживают себя перед каждым.
|
Меняется не проблема, а то, как
относится к ней человек. Он никогда
полностью не покончит коаном, но
научиться рассматривать проблемы с
более высокого уровня. Например, Гаутама начал свой путь в надежде разрешить коан болезни, старости и смерти. Однако даже после того, как он стал Буддой, проблемы остались неизменными. Будда не стал бессмертным или лишённым возраста. Но его понимание возвысилось над его прежней озабоченностью этими проблемами.
Подход к медитации в школе Сото можно назвать «просто сидением», без коана или какого-либо иного упражнения для занятия ума. Медитирующий стремится поддерживать состояние концентрированного сознавания, не будучи ни напряжённым, ни расслабленным, а совершенно алертным (бдительно-внимательным). Это похоже на сидение у дороги и слежение за дорожным движением. Медитирующий наблюдает проходящие мысли, не вовлекаясь в них и не забывая таким образом оставаться сознающим наблюдателем.
|
Реферат опубликован: 10/06/2009