Страница: 8/13
всякого зла.
Второй кусок — чтобы мы могли
упражняться в совершенстве.
Третий кусок — чтобы помогать всем
существам.
Мы молимся, чтобы всё могло получить
просветление
Мы должны глубоко подумать о путях
и средствах, какими пришла эта еда.
Мы должны подумать, как мы заслужили её.
Мы должны избежать ошибки, нагоняя жадность из ума.
Мы едим, чтобы не умереть от истощения.
Мы принимаем эту пищу, так что мы можем стать
просветлёнными.»
(По /II, с. 236-237/)
«День без работы — это день без еды» — основное правило дзенской монастырской жизни. Хиакуйо, основатель дзенских монастырей, всегда занимался со своими монахами ручной работой, даже когда ему было за восемьдесят. Когда ученики пытались освободить его от тяжёлой работы, которые делали они сами, он настаивал, говоря: «Я не имею никаких заслуг, чтобы другие мне прислуживали; если я не работаю, я не имею права на свою еду». /21, с. 43/
Социальные отношения
Основной принцип социальных отношений состоит в том, что каждый должен помнить, что все существа обладают природой Будды. К каждому человеку нужно относиться так, будто это сам Будда. Социальные отношения представляют важную возможность практики этих буддийских идеалов, перенесения в практическую жизнь спокойного сознавания, развиваемого в медитации.
Воля
|
обучение и просветление — разные вещи,
потому что в буддизме это одно и то же¼
так что учитель призывает учеников не
искать просветления помимо обучения, так как оно отражает просветление. Поскольку обучение — это просветление, просветление бесконечно; поскольку просветление — это обучение, не может быть начал для обучения» /II, с. 321/.
Обучение — продолжающийся процесс, так как не может быть конца в понимании буддийских принципов. Тот, кто останавливается и не удовлетворяется первоначальным опытом просветления, скоро останется ни с чем, кроме прекрасных воспоминаний.
Современный дзенский учитель предупреждает одного из учеников: «Ваше просветление таково, что вы легко можете потерять его из вида, если начнёте лениться и оставите практику. Далее, хотя вы и достигли просветления, вы остались тем же самым, старым собой — ничего не добавилось, вы не стали более великими» (Тайн-рошн, в /10, с. 231/).
|
обладаем волей» /II/. Воля развивается
посредством упражнения воли, посредст-
вом осуществления волевых действий.
Обладать волей — это реально отдаться
своему обучению и принять на себя
ответственность за собственные действия, понимая, что никто не может учиться и осуществлять практику за тебя самого.
Эмоции
Важная цель в буддийском обучении — научиться управлять своими эмоциями, а не быть управляемыми ими. Нет ничего плохого в большей части эмоций, однако мало кто правильно и адекватно переживает свои эмоции. Люди выходят из себя по пустякам, люди переносят свои эмоции в другие, неподходящие ситуации. Один дзенский учитель указывает, что если человек сердится, это должно быть что-то вроде небольшого удара-грома; гнев при этом переживается полностью и после этого может быть совершенно отброшен /Судауки-роши, 28/.
Идеал эмоционального состояния в буддизме — сострадание. Его можно мыслить как трансцендированную эмоцию ощущение единства со всеми существами. Посредством обучения индивидуум постепенно развивает состояние надитативного опознавания в повседневной деятельности, состояния пробуждённости. Более полно сознавая эмоциональные реакции в различных ситуациях, ученик меньше поддаётся их управлению.
Реферат опубликован: 10/06/2009