Страница: 3/12
1.3. Социально-политическая ситуация и ее влияние на христианство
Христианство появилось в период, когда огромную империю раздирали глубочайшие социально- политические антагонизмы, как движение угнетенных: оно выступало сначала как религия рабов и вольноотпущенников, бедняков и бесправных, покоренных и рассеянных Римом народов.
Ф. Энгельс дал следующую характеристику духовного и материального состояния тогдашнего общества: “настоящее невыносимо, будущее, пожалуй еще более грозно. Никакого выхода”.** В ситуации такого рода бедняки готовы были верить любому призыву, лишь бы тот обещал освобождения.
Однако “во всех классах должно быть известное количество людей, которые, отчаявшись в материальном освобождении, искали бы освобождения духовного, утешения в сознании, которое спасло бы их от полного отчаяния”***. По мере усиления состояния материального усиливалось буквально бегство из мира внешнего в мир внутренний.
Итак, из этой ситуации всеобщего экономического, политического, интеллектуального и морального разложения выход нашелся. “Но не в этом мире”.
Однако необходимо заметить, что в том положении этот выход мог быть только в области религии. Этой религией оказалось христианство.
Возникнув, христианство вступило в резкое противоречие со всеми существовавшими до тех пор религиями. Оно становится первой возможной мировой религией. Почему? Во- первых христианская религия отрицала присущую
всем другим обрядность. Во-вторых она становиться наднациональной религией.
Прежние религии, существовавшие на территории империи, носили узкоэтнический характер(яркий пример- иудаизм) и были неспособны объединить рабов и угнетенных разного этнического происхождения; более того, они разъединяли их.
Христианство же родилось как религия, обращенная ко всем народам. Она соответствовала условиям того времени, когда произошло смешение самых различных этнических групп, естественные границы между которыми были разрушены римскими завоеваниями. То есть обьединенность народов под сенью римской власти содействовала успехам такой универсальной религии, какой было
*Ф. Энгельс. Бруно Бауэр и первоначальное христианство//О первоначальном хрисианстве стр. 4
* * Там же, стр. 9
*** Там же, стр. 9
христианство- особенно с тех пор, как эта власть нашла себе конкретного представителя в лице римского императора.
В течение первых веков своего существования христианство претерпело сложную эволюцию. Он развивалось, менялись его идеи и воззрения. Поэтому просто необходимо дать характеристику христианским воззрениям по двум периодам При этом отметим большую степень условности этой периодизации, т.к. процесс развития церковной идеологии неоднозначен, даже несколько противоречив.
2. Церковь в 30-150 гг. н.э.
2.1 “Демократия духа” и идея Царствия Небесного.
Раннее христианство свои социальные представления связывало с идеями равенства всех перед богом, справедливости и милосердия, с представлениями о праве всех на свободу и счастье, хотя бы и в загробной жизни. Это -основные идеи христианства. Рядом с ними стояли хорошо известные нам идеи мессианства и эсхатологии. Совершенно естественно, что они были созвучны с мечтами рабов и неимущих свободных граждан.
Действительно, христианство затронуло струну, которая должна была найти отклик в бесчисленных сердцах. Общепризнанному чувству, что люди сами греховны во всеобщей испорченности, христианство дало ясное выражение в сознании греховности каждого отдельного человека; в то же время в жертвенной смерти своего основателя христианство создало легко понятную форму внутреннего спасения от испорченности мира, утешения в сознании, к чему все так страстно стремились.
Реферат опубликован: 16/01/2010