Страница: 5/12
Наиболее древней новозаветной книгой является Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис), точно датированное 68 г. н.э. Анализируя этот источник, можно заметить, что он существенно выделяется из общего потока раннехристианской мысли. Интересно отметить тот факт, что христианство представлено в нем (Апокалипсисе) как учение, не вполне отделившееся от иудаизма. В нем отсутствует этика всепрощения, кротости и покорности, которая впоследствии появилась в Евангелиях.
Эту книгу пронизывает ненависть к Риму как источнику зла. Еще не сложилась в это время христианская догматика, многие важные элементы вероучения отсутствуют.
Необходимо отметить, что некоторые находят в Апокалипсисе революционную программу действий. Подобные суждения основаны на выдержках из Евангелий подобного рода: “предаст брат брата на смерть, и отец- сына . восстанет народ и царство на царство”, или “не думайте, что я пришел принести мир на землю; не мир пришел я принести, но меч” (Мф. 10, 34). Такое представление о Христе -бунтаре искусственно. Евангелие- особый источник, эмоциональный и символический, он допускает разногласия. Приведенные слова не программа действий, а пророчество бед. Им противостоят идеи осуждения насилия (“взявший меч от меча и погибнет”).
Эти положения больше соответствую духу христианства. Программа и суть христианства не в преобразовании мира, а в спасении души.
2.4. Представление об обществе и государстве и отношение к ним в Евангелиях.
Интересно отметить, что последующие книги Нового завета существенно отличаются от Откровения. В Евангелиях впервые появляется учение о необходимости прощать властям, терпеть любые страдания в земной жизни, сформированы основные принципы этики покорности, непротивления злу насилием.
Известное повеление Апостола о повиновении предержащим властям на том основании, что “нет власти не от бога”, может быть имело за собой смутное признание положительного значения римского государства в истории мира и христианства. Христианство в этих книгах
Евангельские принципы отношения к миру сводились к следующему: не привязываться к эмпирическому миру, не служить Маммоне и т.п. Грех не жизнь в этом миру, а чрезмерная привязанность к нему, поклонение ему как абсолютному, забвение ради него вечного.
Подводя итог скажем, что содержащиеся в Евангелиях принципы все же были слишком общи, в них не содержалось прямых указаний на отношение к властям, государственным учреждениям, налогам, общественной деятельности и проч.
Христианская церковь в своем дальнейшем развитии сделала выводы из этих общих принципов. Выводы эти, различные в разные времена, приближались постепенно к компромиссу между религиозной правдой и практической жизнью по мере того, как в церкви оскудевала религиозная жизнь и память об Учителе и усиливалось влияние “мира”.
Необходимо заметить, что в первый век существования церкви отношение к государству проистекало, кроме евангельских норм, из того духа, которым была проникнута жизнь первых христиан. Какой интерес и важность могли представлять римское общество и государство для людей, ежеминутно ожидавших второго пришествия и наступления истинного царства? Это- во первых. Во-вторых римское государство было государством языческим, все его функции, суд, управление и т.д. сопровождалось религиозными церемониями; кроме того оно поддерживало политеизм, т.е. с христианской точки зрения- культ демонов; это делало для христианина невозможным участие в государственной жизни: что общего у света с тьмой? Для Церкви с ее безусловными критериями, с ее окончательными оценками все формы общественной жизни были уродливы, безбожны, случайны, несовершенны. Поэтому она не могла жить в них . С точки зрения христианина внутренний мир человека, спасение его души вовсе не зависит от форм государства и всего прочего- относительного, временного, преходящего.
Реферат опубликован: 16/01/2010