Страница: 2/8
Проповеди Мухаммеда вначале были встречены окружающими недоверчиво, даже враждебно, особенно предводителями его собственного племени корейш. Торговая знать опасалась, что прекращение культа староарабских племенных
богов подорвет значение Мекки как религиозного, а значит, и экономического центра. Мухаммеду с его приверженцами пришлось бежать из Мекки: это бегство (хиджра), совершенное в 622 году н. э. , считается мусульманами за начало особого летоисчисления (мусульманская эра). В земледельческом оазисе Медине (Ятриб) Мухаммед нашел более благоприятную почву для пропаганды: мединцы соперничали и враждовали с мекканской аристократией и рады были выступить против нее. Мухаммеда поддержало несколько местных племен; он пытался опереться даже и на еврейские общины. Набрав себе много сторонников, Мухаммед в 630 году захватил Мекку. Мекканские корейши вынуждены были принять новую религию. С объединением арабских племен,
которые одно за другим примыкали к новому учению, значение Мекки как национально-религиозного центра еще более возросло. Корейшитская знать,
вначале враждебная мусульманскому движению, теперь признала за благо примкнуть к нему и даже возглавила движение.
В момент смерти Мухаммеда (632 год) новое вероучение было еще совсем не оформлено. Основные его положения можно извлечь из Корана, при всей хаотичности этой книги. Позже они были развиты мусульманскими богословами.
Одно из предписаний мусульманской религии состоит в священной войнеза веру (джихад). Это вполне понятно, если вспомнить, что само мусульманское движение возникло из потребности арабов в объединении и в добывании новой земли. В Коране это предписание изложено ясно: в течение восьми месяцев в году (ибо четыре месяца считаются "запретными") надлежит воевать с многобожниками, с не верными, истреблять их, захватывать их имущество. В этом ярко проявились фанатизм и нетерпимость к иноверцам, свойственные исламу в большой степени. Однако впоследствии и мусульманские богословы, и светские ученые по-разному толковали заповедь джихада. Действительно, в Коране проводится некоторое различие между приверженцами разных не мусульманских религий. К многобожникам, то есть последователям племенных и политеистических культов, отношение резко враждебное: "Овы, которые уверовали! Сражайтесь с теми из неверных, которые близки к вам. И пусть они найдут в вас суровость. И знайте, что Аллах - с богобоязненными!" К людям же, "имеющим писание", то есть иудеям и христианам, составители Корана высказывают уважение: это и понятно, ведь на идейной почве именно этих религий, на путях их упрощения выросла идеология ислама. Однако в Коране есть предписание воевать с теми, "которым ниспослано писание", - с иудеями и христианами, - если они не веруют в Аллаха и не подчиняются религии истины. На практике в исламе всякое разделение между сторонниками иных религий стерлось: все они рассматривались как неверные (джяур), подлежащие или истреблению, или покорению. Под знаменем джихада (газавата) мусульманские лидеры не раз, вплоть до наших дней, побуждали верующих к истребительной войне против всех иноверцев.
Так зародилась и распространялась величайшая религия ислам.
Ваххабизм-официальное вероисповедание в Саудовской Аравии.
Как и все другие религии, ислам не избежал дробления на многие течения. Социально-экономические и политические причины—различный уровень культуры народов, принявших мусульманство, не утихающая классовая борьба в странах, где получил распространение ислам,—обусловили возникновение раскола среди приверженцев новой религии уже в начальный период ее становления.
Нынешним мусульманам представляется, будто разногласия среди приверженцев ислама обусловлены чисто религиозными причинами. Однако это не так. В действительности основной причиной раскола в исламе по прошествии всего лишь нескольких десятилетий после его оформления в самостоятельную религию была борьба за власть. За тридцать лет правления первых четырех «праведных», как их называет мусульманская религиозная традиция, халифов произошло множество кровавых событий, причинивших страдания и самим мусульманам, и другим народам в результате объявленной халифами «священной войны»— дж.ихада. Не повезло и самим халифам. Из четырех только один Абу-Бекр (632—634 гг.) избежал насильной смерти.[4] В настоящее время ислам разделен на несколько течений. Большая часть мусульман мира принадлежит к суннитам (от слова "сунна"). В частности, к ним относятся около 90% мусульман Ближнего Востока. Сунниты придерживаются достаточно умеренных взглядов. Другое крупное течение ислама - шииты. Их меньше, чем суннитов. Они более буквально понимают Коран и более тщательно исполняют в жизни требования ислама, более воинственны и фанатичны. Особенно много шиитов в Иране (около 93%). Еще одно течение - ахмадие. Образовалось оно в 1900г. Его представители, несмотря на свою малочисленность, часто являются инициаторами многих кампаний против "неверных". В Америке ахмадии часто пропагандируют свои взгляды среди молодежи, особенно среди студентов. Существуют в исламе и секты. Она из них носит название "Суфии". Члены этой организации отвергают строгий монотеизм и склоняются к пантеизму.
Реферат опубликован: 29/12/2006