Страница: 5/8
В то же время ни частичные изменения в религиозном вероучении и культе, ни прогрессивные позиции некоторых религиозных деятелей в актуальных вопросах современности не затрагивают основных принципов религиозной идеологии, не оказывают существенного влияния на специфику иллюзорного отражения мира.
Религия никогда не оставалась неизменной, а постоянно трансформировалась с ходом истории. Приспосабливаясь к новым условиям, она умело обслуживала новые социальные структуры и таким образом сохраняла свое влияние на людей.
Ислам в Саудовской Аравии, как и все другие религии, постоянно испытывает на себе воздействие быстро меняющихся социально-политических, культурных и других факторов общественной жизни. Богословы-модернисты нередко ссылаются на содержащееся в Коране указание о «божественной» обновляем ости, изменяемости и совершенствовании его текста: «Всякий раз, как мы отменяем стих или заставляем его забыть, говорится в Коране, мы приводим лучший, чем он, или похожий на него» (2: 100) ', «мы заменяем одно знамение другим .» (16:103). Для оправдания своих модернистских устремлений некоторые мусульманские богословы приводят хасид, который гласит: «В каждом веке в моей общине появится человек, который оживит религию Аллаха и Сунну». Это указание якобы дает им право согласовывать вероучение и культ ислама с социально-экономическими и политическими переменами в мире, вносить определенные новации в идеологию и практику мусульманского вероисповедания2.
Однако в течение веков эти изменения ограничивались обновлением второстепенных сторон культа ислама . Развитие капиталистических отношений в мусульманских странах вызвало необходимость ускорения пересмотр старых религиозных догм и приспособления их к новым условиям.
' Первые цифры указывают на суру (главу) Корана, а вторые—на соответствующий аят (стих). 2 Керймов Г. М. Ислам и его влияние на общественно-политическую жизнь народов Ближнего и Среднего Востока. М., 1982, с. 8.
В настоящее время процесс обновления, наблюдающийся в исламе, приводит к значительным изменениям в его вероучении, к трансформации, к переоценке «мусульманского» взгляда на многие явления окружающего мира.
Дальнейшее «обновление» исламского миропонимания происходит в период империализма. Привлекает внимание появление в это время множества религиозных сект, возникающих на основе «теоретических и практических» реформ в религиях, стихийно отражающих необходимость социально-экономических и политических преобразований в обществе. Объективной же основой эволюции религии являются сдвиги, наблюдающиеся в общественном бытии и сознании масс. Это еще раз подтверждает правильность марксистского положения о том, что «с каждым великим историческим переворотом в общественных порядках происходит также и переворот в воззрениях и представлениях людей, а значит и в их религиозных представлениях» '.
Если этот процесс происходит в антагонистическом обществе, то религиозная идеология начинает служить интересам нового господствующего класса. Например, созданная в 40-х годах XIX века мусульманская секта бабитов, будучи обновленной формой шиизма, вызванной к жизни возникшими капиталистическими производственными отношениями, выражала интересы формирующейся иранской буржуазии. Бабиты критиковали
.власть крупного духовенства и феодалов, феодальную форму собственности, проповедовали участие женщин в производстве, требовали сокращения и упрощения религиозных ритуалов (намаз, ураза и др.), мешающих процессу производства, утверждали, что ислам нуждается в усовершенствовании, обновлении, что новая воля отменяет «проявление предыдущей».
Во второй половине XIX века после разгрома иранскими феодальными правителями бабизма его уцелевшие последователи во главе с Мирзой Хусейном Али (1817—1894) по прозвищу Беха-улла образовали секту бехаитов, отказавшуюся от всех демократических элементов, присущих движению бабитов. В этом проявился страх буржуазии перед размахом выступлений народных масс против феодальных порядков. Бехаизм отражал интересы реакционной торговой буржуазии. Беха-улла, будучи буржуазным идеологом, проповедовал, что «рабочие не должны возмущаться и бунтовать», призывал к смирению и отказу от классовой борьбы. «Не следует никому противиться тем, которые правят рабами бога»,— писал он в священной книге бехаитов — «Ки-таб-е-Акдес». Он выдвигал надклассовую и космополитическую идею о всемирном братстве эксплуататоров и эксплуатируемых, упрощал и сокращал религиозные обряды (омовения, намаз), вместо пятикратного допускал трехкратный намаз, упразднял некоторые религиозные праздники, чтобы верующие имели возможность участвовать в производстве, восхвалял буржуазный образ жизни и т. д. Бехаиты проповедовали экуменизм и веротерпимость, за что их ненавидели и сунниты, и шииты, считая немусульманами.
Реферат опубликован: 29/12/2006