Страница: 6/8
Бабизм и бехаизм являются примерами реформизма, приспособленчества и обновления ислама в связи с социально-экономическими и культурными сдвигами в жизни общества. Если бабизм выражал интересы прогрессивной части национальной буржуазии, то в бехаизме проявилась реакционная сущность капиталистических общественных отношений, когда буржуазия уже потеряла свои прогрессивные черты.
'МаркеК .ЭнгельсФ.Соч.,-т.7,с.211
Со второй половины XIX века реформистские и модернистские тенденции среди идеологов ислама усилились. Многие из них, видя проникновение в мусульманские страны европейской цивилизации, достижений науки, техники и культуры, развитие буржуазных отношений, склонны были защищать интересы нового, экономически сильного класса буржуазии. Эта тенденция способствовала разрушению феодальных отношений, обострению классовой борьбы в странах Востока, а также модернизации ислама как формы общественного сознания.
Примером могут служить учения мусульманских богословов конца XIX — начала XX века Сайида Ахмад Хана (1817—1898), Джемаль ад-Дин аль-Афгани (1839—1909), Мухаммеда Абдо (1834—1905) и Мухаммеда Икбала (1873—1938) о допустимости, с точки зрения ислама, капиталовложений в промышленность, женской эмансипации, развитии точных наук, усовершенствовании законов шариата[6]. По мнению М. Абдо, ислам, сбросив устаревшее одеяние, вполне сможет соответствовать требованиям науки и прогресса. Для этого, считал он, потребуются усилия теологов.
Взгляды этих исламских модернистов отражают их стремление «очистить» религию от суеверий, доказать совместимость мусульманских догм с современными научными знаниями, а также исламской этики с нормами поведения современного человека.
Понятие «религиозный модернизм» в настоящее время употребляется в различных смыслах, довольно существенно отличающихся друг от друга. Наиболее обоснованными, на наш взгляд, являются трактовки, в которых модернизация представляется как утонченная попытка защиты религии, связанная с современными способами оправдания веры, пересмотра ее устаревших .концепций во всех основных областях. Современный религиозный модернизм возник как реакция, религии, ее организаций и духовенства на основную тенденцию современного мирового развития, заключающуюся в переходе от капитализма к социализму.
Поскольку кризисной ситуацией охвачены ныне все стороны религиозной жизни, процесс модернизации религии Саудовской Аравии также распространяется на все области религиозной идеологии и политики, деятельности религиозных организаций и духовенства. Социальное пробуждение масс подтачивает позиции религии, заставляя духовенство предпринимать отчаянные попытки для того, чтобы. говоря словами В. И. Ленина, «оживить религию, поднять спрос на религию, сочинить религию, привить народу или по-новому укрепить в народе религию»'. В условиях социалистического общества, где идет. необратимый процесс отхода людей от религии, религиозный модернизм не может рассчитывать на большее, чем несколько затормозить этот процесс.
Религиозный модернизм нельзя отождествлять с религиозным реформизмом. Религиозные реформы предусматривают более или менее глубинные, основательные и принципиальные изменения, вносимые богословами, религиозными движениями и общинами в религиозную догматику и практику. Религиозный модернизм же наряду с этим охватывает даже самые незначительные изменения в религиозном комплексе, вносимые служителями культа, то есть объединяет все моменты «обновления» и «совершенствования» религии. Религиозный реформизм и религиозный модернизм дополняют друг друга и входят в понятие «приспособленчество религии». При этом если религиозный модернизм носит непрерывный характер, то реформы совпадают по времени с социально экономическими политическими преобразованиями в обществе
Реформационное движение в исламе, продолжающееся по настоящее время, соседствует с современным мусульманским неким модернизмом. Процессы, наблюдаемые ныне в странах Востока, свидетельствуют о перерастании религиозного реформизма в процесс беспрерывной модернизации ислама.
В области вероучения об этом говорят новые попытки обоснования «истинности» и «вечности» ислама со ссылкой на современные достижения науки и техники. В области социальной доктрины такой переход наметился с началом разработки учения «исламского социализма». Совершенно новым и специфическим проявлением модернизма в исламе является частичный пересмотр традиционных политических концепций ислама.
Современный мусульманский модернизм имеет теоретический и политический аспекты. В теоретическом аспекте наряду с перетолкованием догматико-мировоз-зренческих проблем немаловажное место в нем занимают обоснование отправления обрядово-культовых действий с учетом условий современной жизни, очищение шариата от устаревших правовых установлении и новое истолкование морально-нравственных норм ислама в соответствии с представлениями современных людей, обновление и переосмысление основ социального учения ислама в свете современного социального прогресса1.
Реферат опубликован: 29/12/2006