Страница: 2/33
Структура моей работы такова: работа состоит из трех глав. Первая глава рассматривает духовные истоки масонства, которые заключаются в античном наследии.
1. Античное наследие масонства
1.1. Источники вдохновения масонства.
В этой главе мы попытаемся воспроизвести реальную историю возникновения масонства. Постольку поскольку заданы целью раскрыть миф о масонстве. Это — сложная задача, т.к. изначально масонство окружено густым туманом легенд. Они бывают двоякого рода: легенды о масонах и масонстве, возникшие в среде "непосвященных" и легенды масонские, которые выполняют нравоучительную, воспитательную роль в масонской организации. Обращение к истокам возникновения масонства поможет нам уяснить, каковы были идейно-этические корни этой организации, побудительные мотивы ее возникновения и дальнейшего развития.
Следует отметить, что на самом деле достоверных сведений о возникновении масонства крайне мало, да и то, что существует в поле зрения представляет собой полную неразбериху. Поэтому многие исследователи масонства, в частности А. Маки, попытались систематизировать все имеющиеся материалы, что приобрело следующую форму. Происхождение масонства стало сводиться к следующим истокам:
1. Патриархальная религия.
2. Древние языческие мистерии.
3. Храм царя Соломона.
4. Крестоносцы.
5. Рыцари-тамплиеры.
6. Римские корпорации ремесленников.
7. Оперативное масонство.
8. Розенкрейцеры XVIII века.
9. Оливер Кромвель и успехи его политики.
10. Претенденты на реставрацию династии Стюартов на британском троне.
11. Сэр Кристофер Рен.
12. Др. Дезагюлье и его сподвижники в 1717 году.
Однако некоторые исследователи масонства ищут корни родословного древа в языческих мистериях[1], другие связывают их с деятельностью знаменитых личностей — реальных и мифических.
Постараемся собрать воедино наиболее важные исторические моменты значимые для дальнейшего развития Ордена. Сравним масонскую версию и научное отношение к ней.
Масонство или "Орден свободных каменщиков" представляет себя мощным и плодотворным течением седой древности. Согласно масонским взглядам люди делятся на две противоположные категории: посвященных и профанов. Посвященные — это лица, принятые, допущенные в орден, знающие его тайны, т.е. франкмасоны — " вольные каменщики". Профаны — это лица не принятые в орден, "неотесанные", не масоны, не посвященные. Предполагая такое деление, масонские авторы, а также сходные во взглядах с ним оккультисты ссылаются на тайны древнеегипетских жрецов, которые якобы первыми разделили людей на посвященных и профанов.
Масонство широко использует в своем учении древнегреческие мифы, имена реальных и мистических персонажей. Как правило, в таких мифах собраны личности, которые развили свои способности до сверхъестественных. Так, например, миф об Алфее, превратившимся в подземную реку Аркадии, для того чтобы следовать вслед за своей возлюбленной Аретузой. Этот миф особенно ценим масонством, т.к. "подземная река" стала символом движения, скрытности и целеустремленности. Далее встречается миф об Аргонавтах, в котором воплощен символ предприимчивости, воли при достижении цели, которая была связана с добычей "золотого руна". Также перечисляются родственные масонам мистерии различного направления и содержания — орфических, элевзинских, диономийских, Озириса-Изиды, Кибелы, секты гностиков, эссенов, манихейцев. Помимо древнегреческих персонажей. Масонство включает в свой исторический багаж библейских героев, начиная с Адама, "первого масона", который обладал "божественным знанием", старца Ноя, царя Соломона и кончая мудрецами Востока, от Вавилона и Персии до Индии и Китая. Вот пантеон учителей древности, которые своей деятельностью создали благоприятное условие для возникновения масонства: Рама, Кришна, Будда, Орфей, Пифагор, Платон, Конфуций, Моисей, Иисус, Магомет. В своем историческом развитии масонство вобрало учение древних обществ, сект. Куда посвящали "избранных", чтобы они овладевали там представлениями о строении мира и его божественной иерархии. Причем, приобщение к высшим истинам связывается с особым развитием личности, которое доступно через овладение тайнами "посвящения", через мистерии и ритуалы.
Реферат опубликован: 6/11/2007