Страница: 3/6
Более отчетливо видны в образе Ягве черты духа — патрона инициаций. Согласно Библии, Ягве очень настойчиво требует, чтобы все его почитатели — израильтяне были обрезаны. Не менее настойчива претензия Ягве, чтобы все первенцы Израиля посвящались ему
Некоторые исследователи полагают, что требование выкупа первенцев, посвященных богу, означает, что когда-то в древности эти первенцы действительно приносились в жертву богу, то есть убивались. Но это предположение совершенно неправдоподобно: ни один народ не мог бы сохранить свое существование, если бы придерживался обычая регулярно убивать всех перворожденных мальчиков. Этнография не знает подобных народов. Зато из этнографии известно много примеров того, что в посвятительную церемонию входит обрядовая имитация смерти и воскресения: непосвященным внушают, что дух инициаций (у австралийцев — Туаньирака и т. п.) действительно убивает мальчиков, а потом оживляет их. Вот что, вероятно, и представляло собой первоначально у предков евреев посвящение первенцев богу Ягве.
Для самих евреев Ягве не всегда был общим богом. Он даже не был вначале богом всех израильтян — основного ядра еврейской группы племен. Но тут есть неясность. Обычно считается, что Ягве был богом собственно племени иудеев, а уже потом стал общенациональным богом всех евреев-израильтян. С этим, однако, не согласуется то, что легендарный законодатель евреев Моисей, которому впервые Ягве открыл свое имя и которого избрал его своим посредником, принадлежал не к иудейскому, а к левитскому племени, и в дальнейшем все жрецы и служители Ягве должны были по закону принадлежать к левитам; сам иудеи не могли служить Ягве.
Палестинский период
Завоевание евреями Палестины имело последствием изменение всего их образа жизни, хозяйственного и общественного уклада, а вместе с тем, конечно, и их религии. Евреи постепенно перешли от кочевой жизни к оседлой, от скотоводства к земледелию. Они при этом смешивались с местным ханаанейским населением. В период завоевательных войн — так называемая эпоха «судей» — у них еще сохранялись родоплеменной строй и военная демократия: свои походы против врагов они совершали под предводительством выборных судей — военных вождей. Но этот строй постепенно разложился, появились богатые и бедные, рабы и свободные; была установлена царская власть— сначала из племени вениаминитов (Саул), потом из иудеев (Давид, Соломон).
Все эти перемены отразились в религии. Смешавшись с местными жителями, евреи стали, подражая ханаанейцам, почитать местных многочисленных божков — ваалов. Культ местных ваалов — общинных и городских покровителей — был распространен в Сирии и Палестине издавна
От местного палестинского населения евреи усвоили ряд религиозных праздников, связанных с земледелием: маццот — весенний праздник опресноков, который слился с древней скотоводческой пасхой; шеббуот — пятидесятница, праздник жатвы пшеницы; суккот — праздник кущей, в честь сбора плодов, и др.
Весь культ находился в руках обособленной и наследственной группы жрецов, выводивших свое происхождение от племени левитов. В палестинскую эпоху слово «левит» вообще означало жреца (примерно как у мидийцев маги превратились из племени в касту жрецов).
Но рядом с этим традиционным и наследственным жречеством уже с VIII в. до н. э. засвидетельствованы у евреев также религиозные деятели совсем другого типа: так называемые пророки (по-еврейски набиим), представлявшие собой весьма своеобразное и очень сложное явление. Первоначально пророки были, вероятно, вольнопрактикующими жрецами — гадателями, предсказателями. Они пророчествовали, приводя себя в состояние исступления ударами в бубен, игрой на музыкальных инструментах, пляской, иногда раздевались при этом догола («И снял и он одежды свои и пророчествовал перед Самуилом»; 1 Царств, гл. 19, ст. 24), иначе говоря, в действиях пророков сказывались чисто шаманские черты. Но в связи с обострением классовых противоречий в Израильском и Иудейском царствах (после смерти Соломона еврейское государство разделилось на две части) пророки начали выступать в какой-то мере в качестве выразителей народного недовольства.
Этот призыв к моральному очищению, призыв к правде и справедливости имел довольно определенный классовый смысл: пророки, выходцы из образованных и господствующих слоев общества, стремились отвлечь недовольство и протест угнетенного народа от прямых виновников угнетения. Причина зла, причина бедствий народа, согласно проповеди пророков, не в социальном неравенстве, не в эксплуатации, а в чисто моральной области — в том, что народ грешен, что он не исполняет заповедей бога.
Реферат опубликован: 3/05/2008