Страница: 3/7
Кодекс еврейского права – Шульхан Арух»
Правовой кодекс, известный как «Шульхан арух» («Накрытый стол»), составлен известным сефардским раввином Йосефом Каро в середине 16 в. и до сих пор считается эталонным кодексом норм иудаизма. Когда раввины должны принять решение по проблеме еврейского права, первой книгой, которую они возьмут, будет «Шульхан арух». Причина такого всеобщего признания в том, что здесь содержаться обычаи и установления как сефардов, так и ашкеназов (тогда как боле ранняя книга Рамбама «Мишне Тора» содержит правовые нормы только сефардов, во многом отличные от практики европейских евреев). Это следствие счастливой случайности: когда р. Й. Каро составлял свой кодекс, такой же труд планировал польский раввин раби Моше Исерлес. Р. М. Исерлес (известный как Рама) поначалу огорчился, узнав о работе р. Й. Каро, т.к. знал, что р. Й. Каро более крупный знаток право, но скоро понял, что по отдельности они не сумеют удовлетворить потребности всей еврейской общины. И «Шульхан арух» был выпущен как сборник, где сначала идут установления р. Й. Каро, а затем, курсивом, - дополнения и разъяснения р. М. Исерлиса.
«Шульхан арух» состоит из четырёх томов:
1) «Орах хаим»- законы молитвы и праздников.
2) «Йоре деа» - различные нормы, включая касающиеся благотворительности, изучения Торы и кулинарии (кашрут).
3) «Эвен гаэзер» - законы брака и развода.
4) «Хошен мишпат» - еврейское гражданское право.
По сей день достойными звания раввина считаются лишь те, кто сдал экзамены по «Шульхан аруху».
Заповеди (Мицвот)
Получив Тору, евреи получили 613 заповедей. 248 из них являются утверждениями (то, что нужно делать) и 365 - запретами (запрещенные действия). В современном мире никто не соблюдает все заповеди. Сотни из них связаны с жертвоприношениями животных в Храме, чистотой и нечистотой. Знаменитый еврейский мудрец Хафец-Хаим (1838 - 1933) подсчитал, что сегодня актуальны менее трёхсот заповедей. Существуют также заповеди установленные Талмудом, они помогают удержаться от греха. Например, в Торе написано: " не вари телёнка в молоке матери". Мудрецы же сказали, что нельзя ни только совмещать молоко и мясо, но и посуду, в которой готовят эти продукты, а также после съедения мясного не прикасаться к молочному как минимум 2 часа. Многие ортодоксальные евреи увеличивают этот промежуток до 6-8 часов. Законы, связанные с принятием пищи, называют законами кашрута. На первый взгляд, такие постановления могут показаться совершеннейшей ерундой, но это не так. Например, если хранить молоко рядом с мясом, то продукты быстрее портятся, что может привести к появлению микробов, а в дальнейшем и к эпидемии. Свинину же раньше не употребляли во всех восточных странах, это связано с тем, что даже вяленое мясо свиньи долго храниться при высоких температурах не может.
Следует также упомянуть о правилах соблюдения субботы (шабата). В Торе написано, что Б-г сотворил землю, светила, растения, животных и первых людей за шесть дней, седьмой день он отдыхал. В память об этом религиозный еврей не совершает действия, направленные на разрушение или сотворение чего-либо. Считается, что если все евреи смогут соблюсти 2 шабата, то это приблизит пришествие Мессии (Мошиаха). Все обряды и богослужение в субботу предназначены, чтобы уловить это ощущение «святости времени». Таким образом, шабат воспринимается как дар Б-жий Израилю, знак завета Б-га с Его народом и знак откровения Б-жьего, способ жить с ощущением Творца. Суббота представляется как «предвкушение грядущего мира» для евреев, способ почувствовать радость конечного спасения. Это выражено в шабатних молитва, читаемых, например, за вином, на дополнительной службе, на дневной службе, а также в нижеследующей выдержке из утренней службы, с которой начинается суббота:
Реферат опубликован: 24/08/2006