Страница: 6/7
МАЙМОНИД /РАМБАМ (1135 – 1204). Труды и достижения этого еврейского мыслителя 12 века охватывают невероятное множество проблем. Рамбам первым составил полный систематизированный кодекс еврейского права («Мишне Тора»), им опубликован комментарий ко всей Мишне и т.д. Полное имя Рамбама (Раби Моше бен Маймон). Щн родился в Испании не задолго до прихода к власти фанатиков-масульман. Чтобы избежать преследований со стороны этой мусульманской секты (которая предоставляла христианам и евреям жесткий выбор - принят ислам или умереть), Рамбам бежал с семьёй в Мароко, затем в страну Израиля, наконец, в Египет, где был назначен врачом султана. Главным его вкладом в еврейскую жизнь остаётся «Мишне Тора», кодекс еврейского права. Он хотел составить книгу, которая служила бы руководством по поведению в любых ситуациях. Этот кодекс избавлял от необходимости тратить массу времени на поиски нужного места в Талмуде и позволял обходиться его пособием. Позже он послужил моделью для «Шульхан Арух» (свод законов), кодекса 16 века, до сих пор авторитетного среди ортодоксальных евреев. Рамбам – один из немногих еврейских мыслителей, чьё учение повлияло и на нееврейский мир: многие из философских концепций «Наставника», посвящённые Б-гу и другим теологическим проблемам, имели значение не только для евреев. Фома Аквинский в своих трудах ссылается на «раби Моисея» обнаруживая своё глубокое знакомство с «Наставником». Известное выражение гласит: «От Моше (Торы) до Моше (Рамбама) не было подобного Моше».
РАШИ (1040 – 1105). Рамбам считается величайшим еврейским философом и интеллектуалом средних веков. Раши же – величайший учитель этого времени. После его смерти прошло около девятисот лет, но евреи, изучающие Тору и Талмуд (две самые важные книги иудаизма), неизменно пользуются его комментариями. Из сотен переизданий Талмуда, начиная с 16 века, практически ни одно не обходилось без комментариев этого французского еврея. И если бы Раши не написал свой комментарий, объясняющий трудные арамейские слова и ведущий читателя по прихотливым и иногда запутанным логическим путям, Талмуд мог бы оказаться окончательно забытым. Величайший еврейский учитель родился в Труа (Франция) в 1040 году. Его полное имя – раби Шломо бен Ицхак, сокращенно Раши. В то время Труа проживало не более сотни евреев. Кажется необычным, что такой крупный учёный вышел из столь маленькой общины, ведь современные евреи, живущие в небольших общинах, обычно жалуются на невозможность дать своим детям нормальное еврейское образование в таких условиях. В молодости Раши провёл несколько лет в йешиве в Майнце. Когда ему было 25 лет, он вернулся в Труа и открыл свою собственную еврейскую школу. Раши не брал платы за обучение, получая доход от нескольких, принадлежавших ему виноградников. Последние годы жизни Раши были омрачены волной антисемитизма, прокатившейся по Франции и Германии вместе с крестоносцами. Хотя через Труа крестоносцы не проходили, в других местах Европы тысячи евреев были убиты, ещё тысячи изувечены, и ещё тысячи ограблены.
Мессия / Машиах. Мессианизм.
Вера в Машиаха и в эру Машиаха глубоко укоренилась в еврейской традиции. Из 13 Догматов веры Рамбама самым известным стало: «ани маамин, я всем сердцем верю в приход Машиаха, и хотя он может задержаться, я буду ждать его прихода каждый день». В концлагерях, говорят, многие евреи пели ани маамин, направляясь в газовые камеры.
Традиция утверждает пять самых важных вещей относительно Машиаха. Он будет происходить из рода царя Давида, завоюет суверенитет над землёй Израиля, соберёт евреев с четырёх сторон света, восстановит полное соблюдение Торы и, наконец, принесёт всем народам мир.
Современный реформистский иудаизм давно не ждёт индивидуального Машиаха, который должен усовершенствовать мир. Вместо этого реформисты говорят о будущем, в котором приведут к воцарению мира человеческие усилия, а не Б-жественный посланец.
Реферат опубликован: 24/08/2006