Молитва 'Отче наш'

Страница: 11/16

И прости нам долги наши . Этими словами доставляются три блага вмести: достигших высоты добродетелей, Он научает смиренномудрию и увещевает не полагаться на свои подвиги, но бояться, трепетать и помнить о прежних грехах, как поступал и Павел, который после бесчисленных подвигов говорил: Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый (1Тим.1:15). Не сказал: я был, но есмь, выражая, что он непрестанно вспоминал о грехах своих”.[36]

КАССИАН. “ Прости нам, говорим мы Ему, как и мы прощаем. Итак, в надежде на эту молитву смело может просить отпущения грехов всякий, кто только отпустил своим должникам, но не должникам своего Господа. Ибо некоторые из нас (что всего хуже) бывают обыкновенно милостивы и весьма снисходительны к тем поступкам, кои оскорбляют Бога, хотя бы они были великими преступлениями, и напротив являются жесто­кими и неумолимыми отмстит елями за собственные малейшие оскорбления. Посему кто от всего сердца не от­пустить согрешившему против него брату своему, тот сею молитвою будет испрашивать себе не помилование, а осуждение. Ибо если эта молитва будет услышана, то в соответственность примеру его что иное должно последовать, как не гнев неумолимый и непременное определение наказания. Итак, если мы хотим быть судимы милостиво, то и сами должны быть милостивы к тем, кои против нас согрешили; ибо столько отпустится нам, сколько мы отпустим тем, кои при­чинили нам какой-либо вред своею недобротою”.[37]

СВЯТИТЕЛЬ ТИХОН. “ Сим словом научаемся, чтобы мы и сами оставляли грехи ближним нашим, когда от Бога просим и получаем оставление грехов. Он нам от милосердия прощает грехи,—и мы, подражая Ему, от милосердия должны прощать грехи братьев наших. Когда оставляем грехи братьев наших,—оставляет и Бог нам грехи наши; не оставляем мы,—не оставляет и нам Бог, якоже Христос придает: если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших. (Mф. 6: 15 )”.[38]

3.3. ПРОШЕНИЕ ТРЕТЬЕ:

"И НЕ ВВЕДИ НАС ВО ИСКУШЕНИЕ, НО ИЗБАВЬ НАС ОТ ЛУКАВОГО".

Смысловое пояснение этого текста. Согласно христианским религиозно-нравственным и философским представлениям, искушение представляет собой испытание, выражающееся в том, что человек может впасть в грех, то есть совершить злой, нехороший поступок. По христианским понятиям искушению подвергается Бог и человек. Для человека искушение проявляется в виде обольщения соблазнами и совершения греховного поступка. Искушение Бога проявляется в требовании от Него продемонстрировать доказательства Его Всемогущества и милосердия. Такие требования исходят или от человека или от дьявола.

Для человека искушение представляет собой испытание его морально-нравственных духовных сил и качеств, в то время, когда человека склоняют на совершение безнравственного греховного поступка, нарушающего Закон Божий. Искушение для человека может проявляться и в испытании его веры и добродетельности. Господь Бог никогда не допустит искушений человека при помощи соблазнов, ведущих к греху. Искушение, исходящее от Бога, может проявляться только в испытании веры человека. Например, как это было с Авраамом или Иовом.

Всякого рода греховными соблазнами искушает человека только злой дух, а также искушать может сам себя человек и окружающие его другие люди. Быть подверженным всякого рода соблазнам и искушениям, есть неизбежная участь всех людей на свете. При встрече с искушениями наблюдается такая закономерность: чем сильней искушение, тем труднее с ним бороться, но тем приятней победа над ним. Зная о том, что каждый человек будет подвержен искушению, люди не должны искать встречи с ними, но должны уклоняться от них и отвращать от искушений наших ближних. Так надлежит поступать потому, чтобы не переоценить своих сил, избежать самонадеянности и не впасть в грех.

Но если человек столкнулся с искушением, то должен встретить его противопоставлением железной воли, светом разума и непоколебимой верой в Бога, Который обязательно поможет человеку достичь победы над любым искушением. Покаяние, пост и молитва являются залогом победы над соблазнами и искушениями.

По христианским воззрениям, человек наделен силой Духа Святого, который господствует над телом и поможет победить любые похоти, прихоти и греховные желания. Господь вселил в человека неиссякаемую силу, дающую возможность человеку преодолеть любые соблазны и бороться с соблазнами ближних ему людей.

Реферат опубликован: 19/06/2009