Страница: 3/6
Однако то была лишь идея в своей идеальной выраженности.В исторической реалии земного бытия человечества она редко воплощалась достаточно полно; значительно чаще она нарушалась и искажалась.В Византии эти нарушения тяготели к одному полюсу: подчинение Церкви государству. Императоры часто бесцеремонно вмешивались в церковные дела и догматические споры, навязывая Церкви свою волю. История знает много примеров подобных злоупотреблений светской властью: сын Константина Великого – император Констанций считал, что его воля есть канон (правило) для Церкви; уже упомянутый император Юстиниан I, издавший “новеллу”, на практике часто деспотически нарушал её; его преемниками в этом плане являлись императоры иконоборцы. Идеальная “симфония” подвергалась искожению со стороны некоторых высших церковных иерархов, которые иногда (хотя и сравнительно редко) присваивали себе светские функции, что приводило к негативным фактам обмирщения Церкви. Но, несмотря на все эти негативные явления и злоупотребления, указанная идея являлась внутренним стержнем византийской державы на протяжении её более чем тысячелетнего существования.
Совсем по-другому сложились отношения между Церковью и государством в средние века на Западе. Вторая идея здесь практически не работала, а первая существенно изменилась. Это привело к теократии папизма, заключающейся в господстве Церкви (вернее, в стремлении к такому господству) над государством (точнее, над множеством государств). А отличие от Византии на Западе (с 5 в.н.э.) отсутствовала единая мощная держава и духовное единство западного христианского мира как бы сконцентрировалось на личности римского папы. В результате папы не устояли перед соблазном собрать в своих руках и нити земной власти, что на рубеже средневековья и нового времени вызвало сильную реакцию многих народов Западной Европы, породив Реформацию и протестантизм.
Возникновение и становление церковной организации.
Вселенские соборы. Монашество.
Наряду и одновременно с поисками форм сосуществования с внешним миром (в первую очередь с государством) шёл активный процесс оформления организационных структур Церкви. Первохристианская община в Иерусалиме сначала управлялась Апостолами, в помощники которым затем были избраны семь диаконов (“ служители ”), на которых Апостолы “возложили руки”, т.е. совершили первую хиротонию (рукоположение). После гонения на иерусалимскую церковь со стороны иудеев (в первой половине 40-х гг. 1 в.н.э.), когда Апостолы вынужденны были покинуть город, её стал возглавлять Иаков. Из этого следует, что организация Церкви сразу приобрела иерархический характер, не исключающий, а предполагающий широкое участие “народа Божиего” в церковных делах. Аналогично складывалась организация христианских общин и вне Палестины. Постепенно (примерно во второй половине 1 в.н.э.) образовалась трёхчинная иерархии Церкви: епископы (смотриетели, блюстители – высшие священнослужителями); пресвитеры (иначе – священники, иереи); диаконы; причём первые два чина этой иерархии пер-
воначально почти не отличались друг от друга. В своей совокупности они составляли клир (удел, доля, достояние, а отсюда – часть, место, должность), который отличался от мирян, т.е. простых верующих, – данное различие ясно прослеживается уже в конце 2 в.н.э. В дальнейшем структура церковной иерархии усложнилась: из епископов выделились архиепископы, митрополиты, чтецы и т.д.
По мере распространения христианства складывалась и территориальная организация Церкви. Основой её являлись парикии (с греч. жить по соседств, рядом), т.е. приходы, возглавляемые первоначально епископами. Умножение числа христиан и проникновение христианства в сельские местности (оно сначала распространялось преимущественно в городах) привели к тому, что приходы стали пресвитерами, а епископ, живущий в городе, объединял под своей властью управление многими приходами, расположенными а какой либо местности.
Реферат опубликован: 5/03/2006