Страница: 5/6
Христианское Средневековое мировоззрение.
Мир в представлении человека средневековья был сценой, на которой развёртывалась борьба между “Божьим” “дьявольским” воинствами: между ангелами и бесами; между добрыми христианами и язычниками; и наконец, между добром и злом в душе человека, так как Бог дал ему свободу выбора.
Все важнейшие события средневековой эпохи прочно связаны с христианством. Под единодушный крик крик “Этого хочет Бог!” был превозглашён первый крестовый поход. “Язычники неправы, а христиане правы”, – бросает Роналд перед битвой с арабами.
Короли отдавали города в обмен на религиозные святыни. Рыцари сражались ради веры. Монахи-отшельники истязали себя “во славу Христову”. Крестьяне поднимали восстания, намереваясь воплотить “царство Божие на земле”. Знатные дамы ухаживали за больными бедняками, и не важно, что многие заповеди христианства нарушались, от этого они не переставали быть ценностями. В средневековом христианстве можно выделить три уровня:
1 – высокое (Церковное) христианство. Именно церковь определяла облик всего христианства и его основные ценности (обязательность “слепой веры”, спасение души как цель жизни, культ святых и т.д.)
2 – “рыцарское” христианство. Рыцарству в христианстве был наиболее близок и понятен военный аспект. Слова Христа “Я принёс вам не мир, но меч” рыцари понимали буквально, и в этом их поддерживала церковь, провозгласившая долгом каждого борьбу за веру. Наиболее полным совпадением рыцарского и хрисианского идеалов были военно-монашеские ордена, возникшие во время крестовых походов.
Рыцарский культ “прекрасной дамы” тоже в какой-то мере имел исток в христианстве, а именно в поклонении Деве Марии.
3 – простонародное христианство, смешавшее в себе церковное учение, язычество и предрассудки. Превратив основные языческие праздники в хрисианские, церковь не искоренила язычества, и многие христианские обычаи продолжали восприниматься народом в категориях варварской магии. Например, существовало поверье, что, когда идёт церковное богослужение, время останавливается и человек не стареет.
Не всегда, однако, такое понимание религии было безобидным. Веры в чудодейственные свойства мощей, например, привела к тому, что около 100 года народ в городах Умбрии (Италия) хотел убить отшельника св. Ромуальда, чтобы только не упустить случая овладеть его останками. Страшным последствием предрассудков была также “охота на ведьм”, которая активно велась инквизицией при поддержке просто- народья.
Все важнейшие моменты человеческой жизни (рождение, брак, посвящение в рыцари, смерть) были связаны с христианством. На всех областях человеческой жизни лежал его отпечаток. Христианство было своего рода осью средневековой цивилизации.
Христианство явилось качественно новой религией, способной влиять на огромные массы людей. Она обращалась к ним, неся новые ценности, новые убеждения и надежды. Все это получало глубокий отклик в сердцах обездоленных и растерянных людей. Пробуждалась вера в заступника, способного обуздать земную власть, формировалось фа-натичное желание пострадать за Избавителя от неволи, умножалось до-верие к Богу, который во имя любви к людям пожертвовал своим Сыном, чтобы искупить грехи смертных. Апостолы Христианства, обращаясь ко всем людям и народам, создавали вероисповедную связь людей, независимо от их этнической, языковой, политической и социальной принадлежности - связь единоверцев.
Христианство положило начало совершенно новой культуре - культуре, признававшей в человеке личность, смотревшей на человека как на земное воплощение Бога и на Бога как наивысшую любовь к людям, как на небесное воплощение человека, Иисуса Христа.
Новая религия запретила жертвоприношения и отказалась от жёсткой регламентации поведения человека в быту. Вместе с тем, христи-анская церковь не отказалась от наиболее распространенных, привычных обрядов, обосновала, правомерность их заимствования, что облегчало переход в христианскую веру. "Христиане меньше, чем кто бы то ни было не должны отвергать что-либо хорошее только потому, что оно принадлежит тому или другому.… Продолжить хорошие обычаи, прак-тиковавшиеся у идолопоклонников, - значит отобрать у них то, что им не принадлежит, и вернуть истинному владельцу, Богу", - писал Августин Блаженный.
Реферат опубликован: 5/03/2006