Страница: 4/6
К началу 4 в. возникли метрополии – объединённая ряда епископий вокруг главного города той или иной провинции. Из этих городов первенствующее место получили Рим, Александрия, Антиохия и Константинополь (позднее – Иерусалим). Епископов со второй половины 5 века стали называть патриархами (родоначальниками); к александрийским и римским епископам часто применялось название “папа” (с греч. – отец, батюшка), за последним оно так и сохранилось. Нашествие арабов в 7 веке потеря Византией многих своих провинций, а соответственно и вытеснение христианства исламом низвели значение александрийского; антиохийского и иерусалимского патриархов к чисто номинальным титулам. Реальными величинами в христианском мире, возглавляющими его, остались константинопольский патриарх и римский папа. Соперничество этих двух кафедр вкупе со всё усиливающися социально-политическими, культурными и догматическими противоречиями в определённой мере обусловило факт разделения Церквей (обычная дата его – 1054 г., но предпосылки данного разделения складывались начиная с 4-5 вв.),т.е. раскола между православной и католической Церковью.
Своеобразной формой организации внутренней жизни Церкви являлись соборы (состоявшемуся в Иерусалиме около 49 г.н.э.) .Позднее, начиная со второй половины 2 в.н.э., в практику вошли поместные соборы, на которые съезжались представители клира и мирян какой-либо области или провинции (а также ряда областей) для решения наболевших церковных вопросов. С прекрашением гонений на христиан соборная форма решения этих вопросов достигает полного своего развития. Царствование Консантина Великого положило начало вселенским соборам, созываемым для решения наиболее важных догматических и канонических (церковно-юридических) проблем, касающихся всего христианского мира.
Спецефичной формой внутреннего бытия христианской Церкви является монашество. Оно восходит к самым истокам христианства, сразу высоко поставившего идеал чистоты жизни и девственности. Но возникновение собственно монагества призодимся на конец 3 – начало 4 века. Широкое распространение зристианства в этот период, охватившего все слои общества, породило негативный процесс обмирщения Церкви, чрезмерное приспособление её к навыкам и образу жизни “ветхого человечества”. Как реакция на этот процесс и произошёл “великий исход” в пустыню подвижников.Родиной монашества стал Египет, а основателем его признаётся Антоний Великий, с 20-летнего возраста вставший на путь духовного подвига и умерший в пустыне 105-летним старцем. Из Египта монашество проникает в Палестину (здесь ученик Антония – Иларион Великий основывает первцю монашескую общину), а затем распространяется по всей Римской империи и выходит за её пределы. С конца 4 века монастыри начинают строиться в городах и возникает множество центров монастырской жизни в различных уголках христианского мира. Важную роль в распространении аскетических идеалов на Западе сыграли такие личности, как Иоанн Касиан Римлянин, Бенедикт Нурсийский и др. Отличительной чертой западного монашества стал преимущественный акцент на просветительской деятельности. С самого возникновения монашества наметились и две основные разновидности его: отшельничество (анахоретство) и общежи- тельные монастыри (киновии). Между ними не существовало коренного противоречия, а, наоборот, они взаимно доплняли друг друга, представляя собой лишь две грани единого духовного движения. Если Антоний Великий заложил основы отшельничества то родоначальником общежительных монастырей монастырей являлся Пахомий Великий, живший также в Египте в 4 веке Сестра Пахомия стала оснавтельницей женских монасырей.
Главной своей целью монашество ставило восстановление полноты Богообщения, утраченного человечеством. Уход (отречение) от мира являлся лишь средством для спасения этого мира. Монах – это аскет или подвижник, который деятельно добивается осуществления религиозно-нравственного совершенства путём напряжения всех своих душевных и телесных сил, посредством неустанной борьбы с различными препятствиями. Поэтому в памятниках христианской словесности монах изображается прежде всего как борец или “воин Христов”, ведущий никогда не прекращающуюся битву с тёмными духовными силами – дьяволом и его приспешниками. Путём такой борьбы он спасает себя и множество других людей. Таким образом, несмотря на ряд трений,периодически возникающих между монахами, монашество органично вошло в структуру церковной организации, став важнейшим её элементом.
Реферат опубликован: 5/03/2006