Страница: 3/6
В июне 860 года, царствовавший в Византии император Михаил 3 отправился в поход против сарацин, у стен Константинополя внезапно появились корабли “свирепого варварского народа рос”. Не встретив сопротивления, росы высадились на берег залива Золотой Рог и стали опустошать окрестности, начали осадочные работы под стенами города. Положение византийской столицы было критическим. Император Михаил извещенный константинопольским епархом о случившемся. Не до оценил размеры опасности, и возвратился в столицу без войска. 18 июля 860 года, Блаженный патриарх Фотий обойдя во главе крестного хода стены осажденного города приблизился к морю и опустил в волны край ризы Божьей Матери, взятой в Влахернской церкви. Поднялась буря. Флот росов стал терпеть бедствие, многие ладьи были разбиты о скалы, многие опрокинулись и потонули. Это великое чудо заставило росов снять осаду с города и отступить. После чего росы прислали в Константинополь посольство с предложением заключить с империей мир и союз с просьбой “сделать их участниками в святом крещении”, что было и исполнено.
О походе на Константинополь сообщает и летопись “Повесть временных лет”. Единственным отличием является только указание. Что поход возглавляли киевские князья Оскольд и Дир. О крещении. Которое принесли росы после понесенного ими от бури действия, в летописи не говорится. Некоторые греческие источники передают историю нашествия росов и их крещения несколько по- иному. Источник получивший название “аноним Бандури”, в котором упоминается составитель славянской письменности Кирилл, который был послан императором вместе с епископом к росам, что бы по их просьбе крестить и привести к благочестию этот народ. . Этот источник относит крещение росов к царствованию Василия Македонского, можно предположить, что речь идет о каком-то другом крещении росов, не связанного с деятельностью патриарха Фотия. Еще одним важным свидетельством совершившегося во второй половине 9 века крещения росов является упоминание в списке епархий Константинопольского патриархата Роской митрополии, которая стоит в этом списке на одном из последнем месте, что говорит о недавнем времени ее возникновения. Многие авторы считают. Что она просуществовала до конца 10 века.
История “Фотиева крещения” длительное время была предметом острой полемики, имеющиеся письменные источники не содержат однозначного ответа на вопросы: кто были упоминаемые в них росы, их этническая принадлежность, где была их родина и так далее. Существовало об этом множество теорий, например “норманнская теория”, сторонниками которой были Байер, Шлецер, которые считали, что росами были норманы пришедшие из Швеции, или “теория Тмутараканской Руси”, сторонники Голубинский и Машин, которые настаивали на том, что это были славяне.
Первым, обратившим внимание на возможную связь истории крещения росов и духовно-просветительской миссии святых равноапостольных Кирилла и Мефодия среди славянских народов был Ламанский, который пришел к выводу, что знаменитая хазарская миссия святых братьев была в действительности русской миссией. По его мнению, Кирилл и Мефодий побывали в 861 году в Киеве, и под воздействием их проповеди киевские росы, которые еще недавно осаждали Константинополь приняли крещение. Точку зрения Ламанского разделил В. А. Карташов. Наличие связи между походами росов на Константинополь, хазарской миссией Константина Филосова и крещением росов, упомянутых в Окружном послании патриарха Фотия 867 года, отмечает академик Б. А. Рыбаков.
Дальнейшую историческую судьбу крещенной Руси почти не возможно проследить, так как исторические свидетельства об этом почти не сохранились. Однако известно, что около 889 года Роская митрополия еще не существовала. Может быть ее и имел в виду папа Иоанн 8. Который в своей булле 972 года свидетельствовал, что у 6 русских. Как и у болгар, богослужение совершается на русском языке. Хотя, возможно, речь шла о русских, принявших христианство при княгине Ольге. Надо принять во внимание, что росы крестившиеся в 60 годах 9 века, были в большинстве своем дружинниками, проводившими жизнь в боевых походах. По этому трудно предполагать, что первая русская община могла быть стабильной и долговечной. И все же “Фотиево крещение” было событием. Не только получившим широкую известность на Руси, но и прочно вошедшим в историческую память народа. Митрополит Макарий (Булгаков) отмечал: “В протяжении многих веков у нас единодушно была повторяемая весть, что первый раз Русь крестилась при патриархе Фотии и что от Фотия к нам был прислан первый епископ. Мало того: имя Фотия как первого насадителя святой веры в нашем отечестве, до того врезалась в память народа, что даже все последующие крещения. Бывшие при святой Ольге и святом Владимире. Обыкновенно были приписываемы у нас, разумеется, по ошибке, тому же самому Фотию”.
Реферат опубликован: 14/03/2008