Страница: 5/6
Отношение Киевской Руси с христианским миром постепенно приобретали более постоянный и прочный характер, чем с мусульманским и иудаистским. С государственным язычеством было покончено. Христианство стало религией не просто князя или даже верхушки государства, оно стало официальной государственной религией.
Сведения сообщаемые летописцем в “Повести временных лет”, о том как князь Владимир выбирал веру для Руси и остановил свой выбор на христианстве, отражают реально происходящие в Киевской Руси в конце 10 в. события.
Православие, начавшее обособляться в ставшее в 11 в. уже исторической реально культурного единения Киевской Руси с Византией, Болгарией, Сербией. И это имело для Руси далеко идущие последствия.
Весьма символично, что знаменитая Киево-Печерская Лавра, сыгравшая столь важную роль в духовной. Культурной и политической жизни Киевской Руси, возникла вокруг пещеры в которой жил будущий митрополит Илларион, первый рос назначенный на митрополичью кафедру. Неслучайно. Конечно и то. Что основатель Лавры - преп. Антоний Печерский связан прямой традицией с главным центром исихизма -Афоном.
Истинное смирение и преклонение перед волей Божиею побуждало князей ознаменовывать победы свои и счастливые события не сооружением памятников славы, а строением храмов. Владимир Святой вытроил храм Преображения в память чудесного спасения 6 августа 995 года от печенегов. Князь Андрей Боголюбский воздвиг во Владимире церковь во имя святого Федора Стратилата в память своего чудесного спасения в 1149 г. под Луцком, когда он просил святого о помощи.
Хотелось бы особо сказать о почитании на Руси Пресвятой Богородицы. Ибо ее водительство в жизни и градостроительстве Руси поистине огромно. С момента основания русской Митрополии князем Владимиром кафедральные соборы связаны с почитательством Девы Марии - это Успенские и Софийские соборы.
Святой Владимир начал распространять просвещение, приемники его продолжили это дело. Из Византии Руси стали известны аскетические произведения православного Востока, способствующие просвещению всего народа. Основой государственной жизни стали христианские законы. В новых судах разрешали дела по Номоканону и Кормчей книге.
Воспевая князя Ярослава, летописец пишет: “Владимир вспахал и умягчил землю, просветил ее святым крещением; а Ярослав засеял словами книжными сердца людей; а мы пожинаем, учение приемля книжное”.
Великая заслуга православия в деле создания древнерусской государственности состоит прежде всего в том, что оно подняло и освятило в глазах народа авторитет княжеской власти. Православие установило взгляд на монарха как на избранника и помазанника Божия, который владеет царством “милостью Божией” и “молитвами Церкви”, правит людьми по велению Святого Духа, просвещающего его совесть и направляющего его волю на всенародное благо.
Святой князь Андрей Боголюбский брал с собой в походы чудотворную икону Владимирской Божией Матери и честный крест. Сияние от иконы и креста видел он 1 августа 1164 года при поражении восточных болгар-магометян. В этот день то же чудо было явлено византийскому императору Мануилу, победившему сарацин. В память этого чуда православная Церковь празднует 1 августа Всемилостивейшего Спаса.
Следует отметить политическое значение духовников киевских князей. Митрополит Киевский Илларион являлся неизменным помощником Ярослава Мудрого. Советником киевских князей являлся Преподобный Феодосии Киево-Печерский. Митрополит Никифор был ближайшим сотрудником Владимира Мономаха и наставлял его в деле управления государством: “ Пишу на напоминание тебе: ибо великие власти великого напоминания требуют”, писал митрополит Никифор. Иерархи являлись примирителями в разрушающих Русь спорах князей.
При этом иерархи не стремились к светской власти. Их задачей было духовное просвещение и наставление на путь истинный.
5.
Реферат опубликован: 14/03/2008