Становление епископальной церкви

Страница: 3/7

- III веков, охватившиеся и верхи и низы общества. Философов вы­тесняют чудотворцы. Их популярность и влияние питает общая жажда чудесного, тем более сильная, чем труднее и неустойчивее была повседневная жизнь в охваченной кризисом Римской империи. Неудиви­тельно, что именно II - III века стали веками распостранения христианства по всей территории огромной державы и во всех соци­альных слоях.

РАСПОСТРАНЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА.

Христианство с самого его зарождения привлекало к себе людей разно­го социального и имущественного положения, хотя, безусловно, прео­бладали среди христиан выходцы из низов общества. Во II - III ве­ках все больше и больше людей состоятельных, в том числе принадле­жащих к самым верхам, принимали новое вероучение.

Во II - III веках социальные условия и социально-психологическая обстановка приводили к увеличению числа христиан в среде людей не просто состоятельных, но и занимавших высокое положение в общест­ве. Известно, что любовница императора Коммода Марция была христи­анкой и помогала своим собратьям по вере во время их преследова­ния. В III веке в ряде районов появляются надгробия, на которых увековечены имена людей, принадлежащих к новому вероучению. На об­щем надгробии некой знатной семьи из города Аполлонии в Малой Азии один из ее членов назван христианином. По свидетельству Тертуллиа­на, приближенным императора Семптимия Севера был прокура­тор-христианин.

Даже среди христиан из низов появляется примирительное отношение к богатым, что, в свою очередь, способствовало притоку зажиточных людей в христианские общины. А в III веке христианский богослов Климент Александрийский написал сочинение " Какой богатый спасется? ", в котором осуждает стремление к роскоши, своественное верхам римского общества, но при этом он не выступает против бо­гатсва как такового.

В III веке меняется в христианских общинах и отношение к занятию различных государственных должностей, что христиане I века считали совершенно недопустимым. Христиане уже занимают большое количество должностей в соборе (съезде епископов). Христиане занимали даже официальные жреческие должности. Такое сравнительно терпимое отно­шение к занятию христианами жреческих должностей было вызвано не только притоком в христианство людей, занимавших те или иные офи­циальные должности, связанные с оказанием божеских почестей импе­ратору, но и с изменением отношения христиан к официальным язы­ческим культам, ставшим в их глазах просто частью государственной машины. Для первых христиан языческие божества были реально су­ществующими демонами, враждебными силами.

Очень важным фактором для развития и распостранения христианского вероучения было появление среди христиан II века людей образован­ных, знакомых с греко-римской философией и наукой. Кризис рациона­листической философии приводил к тому, что многие философы, учите­ля красноречия стали искать соединение философии и религии именно в христианстве. Начинают появляться теоритические сочинения, обосновывающие преимущества христианского вероучения.

Среди первых христианских теологов II - III веков преобладали люди высокообразованные: Минуций Феликс был известным адвокатом; огром­ной эрудицией обладал Климент Александрийский, выходец из аристок­ратической семьи, до своего обращения в христианство, занимавшийся философией. Все эти люди учавствовали в становление христианского богословия, вырабатывали отношение христианства к античной культу­ре, критикуя ее и одновременно многое из нее заимствуя. Их дея­тельность, в свою очередь, привлекала к христианам все больше об­разованных людей, которые переставали видеть в христианстве только зловредное суеверие.

Реферат опубликован: 26/08/2009