Страница: 4/7
Распостранение христианства в верхах общества не означало уменьшения притока в христианские общины бедных и обездоленных. Невзирая на конфликты внутри христианских групп, христиане активно приходили на помощь своим попавшим в беду братьям.
Во II - III веках христианство активно начало проникать в деревни. В III веке в сельских поселениях Малой Азии, прежде всего во Фригии, появляются отдельные надгробия христиан. Судя по ним, христианство распостранялось неравномерно: есть области, где христианских надписей на надгробиях до IV века ( т.е. до признания христианства государством) практически нет совсем, а есть местности, где они встречаются довольно часто. Пока еще ученые не располагают достаточными данными, чтобы открыть причину этой неравномерности. Отчасти ее, по-видимому, можно объяснить различной степенью живучести местных деревенских культов. Малоазийские христианские надгробья интересны тем, что в них подчас сочеталась языческая и христианская символика, языческие символы переосмыслялись в аллегорическо-христианском духе. Именно в сельских местностях на уровне народных верований происходило интенсивное смешение языческих и христианских элементов. Интересно также, что в сельских местностях дольше сохранялись традиции ранних христианских организаций. В одной из деревенских надписей бог и Иисус Христоc упомянуты раздельно: по-видимому, верующий, поставивший это надгробие, воспринимал Иисуса Христа как мессию, посланного богом, т.е. так, как его врспринимали многие первые христианские группы.
Распостранение христианства в самых разных слоях населения приводило к изменению и усложнению христианского вероучения. С одной стороны, образованная элита создавала христианскую философию и теологию, далеко не всегда понятную большинству верующих, с другой - низы населения, особенно из сельских местностей, где сильны были традиционные местные верования, привносили в христианство элементы языческих представлений, наивно объединяя черты своих местных божеств с образом христианского бога.
Во II - III веках христианство распостранялось не только в разных слоях населения империи, но и в разных провинциях. В начале II века наибольшее число христиан было в Малой Азии и Сирии. В течение II века отдельные христианские общины появляются в южных районах Египта. Например, в Хенобоскионе после второй мировой войны была найдене целая библиотека христиан-гностиков.
Распостранение христианства на западе империи шло значительно медленными теипами. Исключение составляла лишь ее столица - Рим. В Риме жили люди, приехавшие или привезенные туда из самых отдаленных концов империи. Там можно было встретить почитателей самыз разных богов; поэтому нет оснований сомневаться в том, что уже во времена Нейрона там проживали и христиане. К концу III века о количестве римских христиан можно косвенно судить по тому, что христианская община в Риме оказывала поддержку около 1500 вдовам и нищим.
Итак, из этого краткого очерка видно, что во II - III веках христианство распостранилось среди разных социальных групп и различных народностей Римской империи. Главным содержанием идеологического развития христианства во II веке было осознание его как нового религиозного учения, противостоящего и многобожным религиям античного мира и иудаизму.
СТАНОВЛЕНИЕ ЕПИСКОПАЛЬНОЙ ЦЕРКВИ.
Уже в первых христианских общинах, возникших в конце I века, не было едиснства по целому ряду вероучительных и организационных вопросов. Распостранение христианства в разной этнической среде, влияние на него нехристианских учений неизбежно усиливали расхождения между различными группами христиан. Каждый христианский проповедник стремился в своей миссионерской деятельности найти слова и понятия, наиболее близкие конкретной аудитории; в то же время он объявлял свою проповедь едиственно правильной .
Реферат опубликован: 26/08/2009