Страница: 5/7
В первой половине II века создаются послания, приписываемые апостолам - ученикам Иисуса, имя которых должно было укрепить авторитет тех или иных проповедуемых идей и убедить сомневающихся.
Острые споры велись и вокруг сущности Иисуса: представление иудеохристиан о праведном человеке, сыне Марии и плотника Иосифа, для большинства христиан сменилось представлением о богочеловеке, родившемся благодаря непорочному зачатию. Но были во II веке и группы христиан, которые видели в Иисусе только божество и считали его пребывание на земле в образе человека лишь кажущимся. В дальнейшем эти споры переросли в споры об отношении Иисуса к богу-отцу, о совместимости существования бога-сына с догматом единобожия.
Важным моментом в развитии христианства как особой, отличной от других верований религии можно считать восстание Бар-Кохбы. Поражение этого восстания, переименование Иерусалима в Элию Капитолину, ускорили окончательный разрыв христиан с иудаизмом, подорвали веру во скорое второе пришествие. С религиозной точки зрения это поражение было наказанием божьим - за что? Те христиане, которые выступали против соблюдения обрядов иудаизма, отвечали на этот вопрос однозначно: за то, что иудеи не признали Иисуса мессией, за то, что оин виноваты в его смерти.
Примерно через пять лет после разгрома восстания Бар-Кохбы среди римских христиан появился человек, который открыто выступил против иудейской традиции в христианстве и призвал к полному разрыву с иудаизмом. Это был человек по имени Маркион, выходец из Малой Азии, человек богатый и деятельный. Маркион стремился объединить всех христиан вокруг своих идей. Деятельность Маркиона встретила одобрение среди многих христианских групп. Устами Маркиона христианство прямо заявило о себе как о новом религиозном учении.
Процесс превращения христианства в мировую религию шел в обстановке ожесточенной борьбы между общинами и внутри отдельных общин. И тем не менее оно продолжало привлекать к себе людей, разочаровавшихся в античной системе духовных ценностей. Одной из важных притягательных сторон христианства было ощущение общности с единоверцами.
Потребность в единстве, с одной стороны, и распостранение христианства - с другой, порождали среди верующих убежденность, что если отдельный христианин может быть слаб и нетверд в вере, если в отдельных общинах могут быть раздоры и непорядки, то объединение христиан в целом обладает "духом святым" и божьей благодатью. Происходит абстрогирование понятия экклесии. Эклессия - это уже не просто конкретная община христиан данного города, а всеобщая церквь, мистически связанная с божеством. Восприятие церкви как некоего абстрактного понятия, отличного от состовляющих ее людей, встречается уже в некоторых новозаветных произведениях. В них сказано, что Христос "возлюбил церковь и предал себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее себе славною церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного .".
Следующим шагом в развитии мистического понятия церкви была идея ее непогрешимости: ошибаться могут отдельные христиане, а церковь ошибаться не может. Эту идею выдвинул Тертуллиан, который обосновал ее тем, что церковь получила святой дух от самого Христа через апостолов, основавших христианские общины. Именно на рубеже II - III веков, начинают усиленно распостраняться легенды об основании каждой крупной христианской общины непосредственно каким-либо учеником Иисуса; начинают создаваться списки руководителей этих общин, восходящие к апостолам. Так стала создаваться новая - церковная - традиция, отличная от древней традиции первых христианских проповедников.
Реферат опубликован: 26/08/2009