Страница: 14/25
К Римско-католической церкви примыкают униатские церкви, т.е. национальные христианские церкви, подписавшие унию (с лат. - союз) с Ватиканом. Униатские церкви принимают вероучение и руководство Римско-католической церкви, но сохраняют национальные особенности в богослужении и обрядовой практике. Униатские церкви придерживаются различных обрядов: греческого, халдейского, армянского, маронитского, сирийского и коптского.
ПРОТЕСТАНТИЗМ
Протестантизм — одно из трех основных направлений христианства, возникшее в Северной Европе в начале XVI в. в ходе Реформации. В 1529 г. группа глав небольших государственных образований (преимущественно германских земель) и представителей свободных городов, участвовавших в работе имперского сейма в г. Шпейере, где большинство делегатов составляли католики, выступила с официальной протестацией против сейма, направленной на пресечение движений за реформу Римско-католической церкви.
Хронологически захлестнувшее Западную Европу реформационное движение совпадало с кризисом феодального строя и ранними буржуазными революциями. Антифеодальные выступления широких народных масс и движения нарождающейся буржуазии приобретали религиозную окрашенность. Практически невозможно отделить в них религиозные требования от требований социально-экономических и политических: все было тесно переплетено плане религиозном Реформация привела к самому глубокому кризису в истории Римско-католической церкви, от латинской традиции западного христианства откололась значительная часть верующих, образовавших новую, протестантскую, или северную, традицию западного христианства.
Термин “северная традиция” вводится потому, что это направление христианства характерно прежде всего для народов Северной Европы и Северной Америки, хотя практически сегодня протестантские церкви распространены по всему миру. Термин “протестант” не является, термином специальным, а сами участники Реформации чаще называли себя реформаторами или евангелистами.
Реформация, вызвавшая раскол западного христианства, завершилась отказом от признания верховенства римского папы и от использования латинского языка в качестве единственного официально допускавшегося для религиозного общения языка. Если отличительной чертой католицизма является строго централизованная иерархическая церковь, то своеобразие протестантизма состоит в существовании множества различных независимых христианских движений, церквей, общин и сект, автономных в своей религиозной жизни. Это не исключает их объединения на национальном или международном уровне по принципу общей цели или одной деноминации. Объяснить эту множественность в определенной мере может помочь тезис одного из отцов Реформации, Мартина Лютера, который, отстаивая свои позиции, утверждал: “На том стою и не могу иначе” Признание единственным источником вероучения Священного Писания не могло не приводить к субъективизму в его толкованиях.
Северная, или протестантская, традиция западного христианства — это традиция национальная, местная, локальная. Среди лидеров ранней Реформации XVI в. центральное место занимает католический священник, профессор теологии в Виттенбергском университете Мартин Лютер (1483 — 1543), который в 1517г. обнародовал 95 тезисов обосновавших необходимость реформ в Римско-католической церкви. От критики практиковавшейся церковью продажи индульгенций Лютер перешел к критике основ католического вероучения и папства и изложению принципов, на которых должна строиться реформированная христианская церковь. В ответ на обвинение его в ереси Лютер публично сжег папскую буллу, отлучавшую его от церкви. Он стал вождем религиозной оппозиции в Германии. Идеологом и вождем швейцарских реформаторов раннего периода был священник У.Цвингли (1484 — 1531), выступивший со своими тезисами принципов реформ Римско-католической церкви. Цвингли относился к более радикальному крылу Реформации, последовательно реализуя в руководимой им церкви принцип самоуправляемости, избрания и смещения церковнослужителей на общем собрании всех членов общины.
Еще более радикальным вождем крестьянско-плебейского течения Реформации был Томас Мюнцер (1490 — 1525), казненный после разгрома руководимого им ополчения в ходе Крестьянской войны в Германии.
Реферат опубликован: 20/04/2007