Страница: 15/25
Массовые народные движения радикальной Реформации — плебейский анабаптизм — отрицали церковную иерархию, требовали свободы личности и прекращения вмешательства государства в жизнь церкви, Анабаптисты (“перекрещенцы”) требовали второго, сознательного крещения уже в зрелом возрасте.
Ближе других протестантских церквей, как по организационной структуре, так и по доктрине к Римско-католической церкви стоит Англиканская церковь. Возникнув в Англии в период Реформации (при короле Генрихе VIII, который и был объявлен главой церкви), эта церковь сохранила католическую обрядность и духовную иерархию. В ее доктрине сочетается католическое учение о спасающей силе церкви с протестантским учением о спасении личной верой. В культовой практике Англиканской церкви сохранены многие элементы латинской традиции христианства. Основы англиканской догматики и обрядности содержатся в Книге общих молитв — официальном сборнике молитв и литургических предписаний, принятом в 1549г.
Англиканская церковь является государственной, ее глава — английский монарх (король или королева) назначает по рекомендации комиссии епископов; примасом (с лат. — первенствующий) церкви является архиепископ Кентерберийский. Поскольку самостоятельные англиканские церкви действуют в 16 странах, то с целью придания межцерковным контактам постоянного характера один раз в 10 лет в Лондоне проводятся Ламбетские конференции, в работе которых участвуют англиканские епископы.
В целом формирование северной традиции западного христианства при всем разнообразии ее местных форм проходило на основе общих для всех новых религиозных принципов. Они сводятся к следующему.
1 Единственным и исключительным источником вероучения является Священное Писание. Библия должна переводиться на местные языки. Самостоятельное чтение и толкование Библии — обязанность каждого верующего. Авторитет Предания в вопросах веры отрицается.
2. Божественной благодатью обладает не только духовенство (через епископское рукоположение), но и все верующие, каждый человек, уверовавший в искупительную жертву Христа. Этим устранялась граница между мирянами и духовенством, отпадала сама потребность в иерархии.
3. Спасение достигается не добрыми делами, а только и исключительно личной верой в Бога.
4. Признаются лишь два таинства: крещение и причащение, в них преимущественно символический смысл. У лютеран брак, рукоположение, соборование, конфирмация считаются простыми обрядами. Большинство протестантских церквей не признает поклонения святым, почитания мощей, икон, скульптурных изображений святых и даже креста.
5. Культ, обряды и облик церкви удешевляются и упрощаются. Отвергаются элементы помпезности и роскоши в богослужении, убранстве храма (удаление икон, статуй, мощей, алтаря и т.д.), в одежде священнослужителей. Богослужение сводится к проповеди пастора, совместной молитве и совместному пению псалмов; оно ведется на местных языках.
6. Целибат (с лат. - безбрачие) духовенства отвергается. Монашество объявляется ненужным и бесполезным — монастыри должны быть закрыты и запрещены.
7. Отрицание единой для всех иерархической структуры церкви и верховной власти римского папы. Демократическая структура церкви выстраивается снизу вверх на фундаменте общего собрания всех членов церкви, где каждый может принять участие в обсуждении как материальных, так и богословских вопросов. Общины, или конгрегации, верующих автономны в принятии решений и в деятельности, они управляются избираемыми общим собранием на определенный срок консисториями (пастор, диакон и старейшины (пресвитеры) из числа мирян). Провинциальные консистории посылают делегатов на регулярно созываемый провинциальный синод. Следующий уровень — национальный синод и т.д.
Принципы, лежащие в основе протестантской традиции, способствовали активной разработке протестантскими теологами вопросов связанных с такими понятиями, как “откровение”, “вера”, “психология веры”. В век Просвещения протестантская теология оказала влияние на появление и развитие рационализма.
Многие протестантские церкви принимают активное участие в движении за объединение всех христианских конфессий. Это движение носит название экуменического (греч. “экумена” — мир, Вселенная) и имеет своей целью восстановление утраченного в период средневековья христианского единства.
Реферат опубликован: 20/04/2007