Страница: 2/7
Вообще Житие рисует Сергия физически сильным, выносливым, мощным человеком. Его трудолюбие и работоспособность, его терпение и надежда на помощь Божию - вот залог того, что Преподобный смог выжить в тяжелейших условиях лесной пустыни. Его пример был настолько поразительным для учеников, что многие из них, с благословения Духоносного старца, отправились на поиски пустынных мест, где основывали монастыри, ставшие знаменитыми или угасшими в таежных далях. Вот некоторый из них: Троице-Сергиева Лавра (1337), Спасо-Прилуцкий монастырь (1350), Суздальский Спасов монастырь (1358), Борисоглебский монастырь (1360), московский Спасо-Андроников монастырь (1360), Свято-Никольский Песношский монастырь (1361), Симонов монастырь в Москве(1370), Зачатия Пресвятой Богородицы Серпуховской монастырь (1374), Дубенский Успенский монастырь (1380) и другие обители. Основателями оных были преподобные Андроник Московский, Мефодий Пешношский, Никифор Боровский, Афанасий Высоцкий, Григорий Голутвинский, Димитрий Прилуцкий, Кирилл Белозерский, Ферапонт Можайский, Сильвестр Обнорский, Павел Обнорский, Сергий Нуромский, Авраамий Чухломской, Стефан Махрищский, Иаков Железноборский, Савва Сторожевский, Феодор и Павел Борисоглебские, Роман Киржачский, и др. Если бы Сергий был явлением лишь московского уровня, наврятли его духовные чада переступили границы московских владык. И хотя Московия усилиями Калиты и Дмитрия Донского простерла свои владения от Серпухова до Устюга, ученики прп. Сергия бросили ростки православной веры и в Новгородских пределах, и в Суздальских и Рязанских. Во дни княжения Дмитрия Донского, Тверь находилась в состоянии войны с Москвой. Но даже в этих условиях у нас появилась отрасль св. Сергия. Это прп. Ксенофонт Тутанский, имя которого запечатлено в лаврских синодиках, но почти неизвестно современному тверскому богомольцу. Был в Твери и сам прп. Сергий. Здесь, вместе с братией он пережидал страшное нашествие Тохтамыша в 1382 году.
Жизнь прп. Сергия была наполнена дарами Св. Духа, обильно изливавшимися на старца. Здесь необходимо отметить, что прп. Сергий положил начало повсеместному пустынножительству на Руси. До этого большая часть монастырей были либо городскими, либо пригородными. Усилиями прп. Сергия наша Родина стала подобна новой Фиваиде, трудами угодника Божия и его духовных чад началась монашеская колонизация необъятных диких просторов севера. То была самая мирная и бескровная из колонизаций известных человечеству. Семена прп. Сергия легли и на голые камни Валаама, и на пустынные берега Соловков. Не случайно прп. Сергий назван Игуменом Земли Русской.
Жизнь святого сопровождалась чудесами и чудотворениями. Однажды во время литургии ему сослужил Ангел Господень. Был он удостоен чудесного явления Богородицы. Произошло это глубокой ночью: прп. Сергий вышел в сени своей кельи - и его облистал Неземной Свет. В Нем святой увидел явившуюся во славе Пресвятую Деву с апостолами Петром и Иоанном. Преподобный благоговейно склонился перед ними. Богоматерь обратилась к нему со словами утешения, сказав, что молитва его услышана и он стал Ее избранником, а его обитель Она берет навсегда под Свое покровительство. Все это узрел и услышал один преподобный. Когда в 1422 году были обретены святые мощи прп. Сергия (память 18/5 июля) и их поместили в белокаменном соборе, над ними была утверждена первая икона с изображением чудесного явления. Впоследствии в Сергиевом монастыре было создано множество подобных икон. Наиболее прославлена из них икона, написанная в 1588 году келарем Троице-Сергиева монастыря Евстафием Головкиным. Она выполнена на доске от деревянной раки прп. Сергия, которая была разобрана в связи с переложением его мощей в серебряную раку. Во время военных походов ее неоднократно брали с собой в путь русские войска. Память явления Пресвятой Богородицы преподобному Сергию отмечается 6 сентября/24 августа. К нему приводили для исцеления немощных и больных. В 1380 году преподобный Сергий благословил князя Дмитрия Донского на предстоящую битву с татарами на Куликовом поле и дал ему в помощь двух иноков своей обители: схимонаха Андрея (Ослябю) и схимонаха Александра (Пересвята). Надо отметить, что Преподобный не был политическим приспособленцем. Он благословлял русское воинство, идущее на Куликово поле, но он любил и митрополита Киприана, которому не благоволил тот же Дмитрий Донской.
Реферат опубликован: 23/02/2009