Страница: 3/7
ОБЩИНА СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО
Время подвига Сергия Радонежского - это тяжкая пора монголо-татарского ига; это время духовного разлада и разгрома нравственных сил. В задачи Сергия и двух других выдающихся подвижников Земли Русской - Стефания Пермского и митрополита Алексия - входило духовное пробуждение русского народа, как основы собираемой русской государственности. Это была незаметная работа, рассчитанная на десятилетия и даже столетия. Сергию уже при жизни посчастливилось увидеть частичные плоды своего труда: духовная возрожденная Русь выставила славные боевые полки на поле Куликово и победила своего страшного врага в открытом бою!
С малых лет для Сергия духовным идеалом была Личность Христа, Его Живая Этика, Его личный пример. Именно, "делай как Я!" - заповедал Христос, и Сергий шел по жизни, не отступая от этого животворящего принципа.
Жизнеописатель, сам живший в братстве Сергия, описывает нам, как это братство воспитывалось. Ведь Сергию, прежде чем стать водителем душ людских, пришлось три года провести в лесной дикой пустыне в одиночестве, укрепиться, проверить себя, доказать свое право на водительство, к которому он сам никогда не стремился. И на первых порах он даже растерялся, когда на магнит его сердца вдруг потекли со всех сторон люди, и ему пришлось принимать их и обустраивать. Сергий, правил личным примером, тем более, что иначе он и не мог, так как многие из приходивших годились ему не то что в отцы, но даже и в деды. Помня, что Христос мыл рыбакам ноги, Сергий став игуменом, был для своей общины поваром, дровосеком, мельником, портным, плотником, каким угодно тружеником и, по выражению биографа, служил ей как раб купленный. Бездельничающим его никто не видел. И он внимательно наблюдал за каждым приходящим, помогая восходить по ступеням духовного служения. Он давал каждому дело по силам. Ночью он нередко дозором обходил келии и проверял, делом ли заняты послушники, и легким стуком в дверь напоминал празднословившим, что надо обратиться к делам. А утром "тихой и кроткой речью" вызывал у виновников чувство раскаяния. Как отмечал историк В.Ключевский, "наставник вел ежедневную дробную терпеливую работу над каждым отдельным братом, над отдельными особенностями каждого брата, приспособляя их к целям всего братства. По последующей самостоятельной деятельности учеников Преподобного Сергия видно, что под его воспитательным руководством лица не обезличивались, личные свойства не стирались, каждый оставался сам собой и, становясь на свое место, входил в состав сложного и стройного целого, как в мозаической иконе различные по величине и цвету камешки укладываются под рукой мастера в гармоническое выразительное изображение".
Конечно, не все было ровно и гладко. Не случайно, что и Сергий был вынужден обходить вечерним дозором свою братию, дабы не бездельничали, не случайно, что однажды он чуть ли не насовсем покинул свою обитель из-за наступивших там раздоров и непослушания. Не просто дается людям духовная высота, нравственное обуздание, неизбежно за подъемом следуют падения. А люди приходили, смотрели глазами и сердцами на жизнь в монастыре, на Сергия и на братию его . А тут все было "худостно, все нищенски, все сиротински", там и там по всей ограде обители торчали свежесрубленные пни и не убранные еще ветки, "в деревянной церквице коптили лучины, сам же игумен ходил в сермяжной заплатанной рясе то с топором в руках, то с лопатой; случалось, что тут по целым дням нечего было поесть. Но главное, что усматривали сердца людские, это сама здоровая обстановка обители. Люди видели, что все дружны, не злословят один в адрес другого, нет праздноболтающихся, все работают с молитвой и молятся после работы - это была атмосфера труда, молитвы и любви. Это было перед глазами, эту жизнь можно было потрогать, что называется, своими руками; здесь не было той казенщины, что царила в иных церковных обителях, позолоты, пышности, звона, и люди понимали, что именно здесь, в смиренных трудах и скромности сиротинской и живет истинный дух Христа; сам Христос становился им ближе и понятнее; видя перед глазами пример живой жизни во Христе, люди и свою жизнь старались перестроить по примеру виденного."
Реферат опубликован: 23/02/2009