Страница: 43/43
Освоение умственной коммуникации начинается с формирования механизма восприятия и порождения высказываний, для которого характерно коммуникативная направленность учебного процесса. Освоение учащимися грамматических структур и набора лексических единиц, служащих подстановочными элементами для этих структур позволяет организовать элементарное общение в устной форме на основе этого языкового материала. Для успешного решения коммуникативных задач при обучении иностранному языку на начальном, среднем и старшем этапах обучения, необходимо ограничение в учебных целях сферы общения в пределах которой учащийся овладевает навыками говорения на соответствующем языковом материале. Это достигается обучением говорению в пределах определенных жизненных тем, отражающих сферу жизнедеятельности и интересы обучаемых, которые предопределяют содержание и объем коммуникации на данном этапе обучения. набор тем, их характер и объем зависят от возраста обучаемых, их интересов и языковых возможностей, для раскрытия темы на данном этапе обучения.
Таким образом, ограниченные возможности школьного обучения позволяют школьникам овладеть навыкам говорения в пределах тематики, очерченной школьной программой и составляющей сферу общения на английском языке, а их речь носит межтематический характер.
Само общение в устной форме в пределах сферы общения на данном этапе обучения осуществляется в ситуациях тематического и математического характера. Задача учителя заключается в отборе по каждой теме типичных ситуаций, которые в совокупности перекрывали бы всю тему и отработке устной коммуникации учащихся в различных вариантах этих ситуаций учебных и реальных.
Учебные ситуации создаются с помощью средств наглядности. Учащиеся организуют с учебной целью общение между собой, отражая в своей речи предложенную ситуацию, или мысленно вписывая себя в ситуацию смоделированной с помощью наглядности, разыгрывая предложенные роли.
В учебных целях могут использоваться также естественные ситуации реальной жизни учащихся дома, в школе, за пределами школы и жизненный опыт, и любые реальные события соответствующие осваиваемым темам. Ситуации при обучении говорению играют двойную роль: они, во-первых, отражают или подсказывают общее содержание высказываний собеседника, а во-вторых, определяют условия, в которых протекает коммуникация и ее характер.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Пассов Е.И. «Коммуникативный метод обучения иностранному языку», М. 1985
2. Скалкин В.Л. «Коммуникативные упражнения на английском языке» М., 1983
3. Шубин У.П. «Языковая коммуникация и обучение иностранным языкам», М. 1972
4. Рогова Г.В. «Методика обучения английскому», Л., 1995
5. Пассов Е.И., Царьков В.Б. «Концепции коммуникативного обучения», М., 1993.
6. Заремская С.И., Слободчиков А.А. «Развитие инициативной речи учащихся», М., 1983
7. Потебня А.А. «Мысль и язык» полн. собр. соч. 1996.
8. Артемов В.А. «Психология обучения иностранным языкам». М., 1969
9. Зимняя И.А. «Психология обучения иностранным языкам в школе», М., 1991
10. Жинкин Н.И. «Психологические особенности спонтанной речи» М., 1990
11. Гальскова Н.Д., Чепцова М.Б. «Цели и содержание обучения говорению в начальной школе» ИЯШ, 1995, « 2
12. Ляховицкий М.В. «Методика преподавания иностранных языков» М., 1981.
13. Бим И.Л. «Теория и практика обучения иностранному языку в средней школе» М., 1988
14. Программа обучения иностранных языков в начальной школе, М., 1995.
Реферат опубликован: 26/08/2009