Страница: 9/43
Существует другой «вид социальной связи», который в социологии называется социальным контактом, т.е. система, в которую входят минимум два лица, какая-нибудь ценность, которая ставится основой контакта, какие-то взаимодействия, касающиеся этой ценности. Пример: покупка газеты в киоске, заказ обеда в ресторане и т.д.
Оппозиционность понятий «ситуация» и «социальный контакт» очевидна.
Ситуация |
Социальный контакт |
1. Содержание – некая проблема |
1. Содержание – некая ценность |
2. Всегда выражается в речевых поступках |
2. Может осуществляться и без речевых действий (покупка чего-нибудь) |
3. Не локальна. Скажем, похвалить человека можно и в школе и в кино |
3. Совершается в определенных экстралингвитических условиях |
4. Соотносится с темами, которые можно назвать динамичными: («Как проводить свободное время?», например). Эти темы можно обсуждать |
4. Соотносится с темами, которые можно назвать статистичными: («Почта, «Столовая»). Эти темы можно описывать |
Социальные контакты имеют место главным образом в стране изучаемого языка. Человек, изучавший язык на их основе, будет, возможно, в состоянии общаться в конкретных условиях страны изучаемого языка. При общении же с иностранцами в нашей стране эти знания окажутся почти ненужными.
При обучении говорению в средней школе социальные контакты вторичны по сравнению с ситуативными. Потому должна произойти переориентация в содержании отбора и организации материала для обучения. Необходимо в связи с этим выявить:
1. Наиболее частные ситуации как системы взаимоотношений;
2. Наиболее вероятные программы (типы) речевого поведения собеседников в данных ситуациях.
Речевые единицы, используемые в речевых ситуациях, могут быть определены тремя способами:
1. Запись речевых поступков в естественных ситуациях;
2. «Разыгрывание» речевых ситуаций информантами
3. Ассоциативный эксперимент
распределение материала по ситуациям заставит прибегнуть к концентрическому их расположению в процессе всего курса обучения. В каждом последующем концентре расширяются и углубляются уже изучаемые ситуации, а также вводятся новые. У разных ситуаций – разной широты ситуативное поле или конспект ситуации. Широта поля и цели обучения определяют набор материала для каждой ситуации. Главное – отобрать истинное содержание говорения, которое определит лексические единицы.
С точки зрения организации материала важна классификация ситуаций. Укажем на два основных вида:
1. Обусловленные ситуации, где реплика обучаемого обусловлена определенным контекстом, ситуативным полем первой реплики, и задачей говорящего.
2. Не обусловленные ситуации, где речевые действия говорящего более или менее свободны и направляются общей задачей в данной ситуации, задачей, которая в полном объеме невыполнима одним речевым действием, одной репликой. Примером может служить любой диалог, содержащий свыше 4-х реплик.
Ситуация выступает также как способ презентации материала. Под презентацией понимается показ функционирования в говорении какого-то речевого образца. Когда мы приступаем к изучению, скажем, будущего времени и начинаем с того, что это такая-то форма, которая так-то образуется, и приводим примеры, то мы вольно или невольно выводим на передний план структурную сторону грамматического явления. Для общения же первична функциональная сторона, а она может быть представлена только в ситуации. Это тем более касается грамматических моделей со сложной ситуативной обусловленностью или с ситуативной обусловленностью иной, нежели в родном языке. В случае ситуативной презентации учащийся сразу видит как бы образ результата, осознает, что главное – именно использование речевого образа. Речевые единицы, произнесенные или воспринятые вне ситуации, не остаются в памяти, ибо не являются значимыми для человека. Если же они даже и запечатлеваются, то проку от них мало, поскольку, не будучи маркированными ситуацией, они лишаются способности к переносу: ученик знает, а использовать не может.
Реферат опубликован: 26/08/2009