Развитие и воспитание детей раннего возраста

Страница: 12/25

Большое значение для формирования четких движений и ко­ординированной ходьбы имеет методически верная организация прогулки. В холодное осенне-зимнее время и ранней весной про­гулка назначается только детям, научившимся устойчиво дер­жаться на ногах и ходить. Не умеющим же хорошо ходить в теп­лой верхней одежде (валенки, рейтузы, шуба, шапка, шарф), жи­вущим на режиме с двумя дневными снами рекомендуется заменять прогулку сном на свежем воздухе (на веранде или в прогулочной комнате).

В теплое время года, когда дети могут быть вне помещения в легкой одежде, возможно организовать прогулку и для тех, кто только еще начинает ходить. Передвижение по неровностям зем­ли, преодоление препятствий (бугорков, ямок, густой травы и т. п.) содействуют развитию координации движений, укрепляют у де­тей чувство уверенности при ходьбе. В теплое время на участке возможна^организация со всеми детьми подвижных игр и гимна­стических упражнений.

Учитывая большую потребность в движениях у детей второго года жизни и организуя для этого специальную обстановку, сле­дует помнить, что двигательная активность не должна мешать формированию сосредоточенности, умения спокойно заниматься игрушками. Важно следить за правильным чередованием движе­ний и спокойных занятий. Надо удовлетворять потребность де­тей в движениях, но так, чтобы это не шло в ущерб другим видам их деятельности.

На втором году жизни ребенок при помощи Действия взрослых осваивает способы использования ^ с предметами р^дд вещей, предметов. Помимо предметных

действий, связанных с бытовой деятельностью, большое место в этот период отводится обучению детей обращению с дидактичес­кими игрушками (пирамидками, кубиками, вкладышами), а так­же орудийным действиям — умениям пользоваться несложными предметами-орудиями: палкой, чтобы приблизить к себе отдален­ный предмет, сачком для вылавливания плавающих игрушек, сов­ком и лопаткой в игре с песком и снегом.

В процессе овладения действиями с предметами происходит сенсорное развитие детей, совершенствуется восприятие предме­тов и их свойств (формы, величины, цвета, положения в простран­стве). Сначала по образцу, а потом и по слову ребенок может из двух-трех цветных шариков выбрать один требуемого цвета или из двух-трех матрешек разной величины (резко контрастных) выб­рать самую маленькую. Восприятие окружающего становится более точным. Например, малыш 1 года 6—7 мес. может правиль­но оценивать расстояние, он уже не тянется, как раньше, к высоко

138

расположенной игрушке, а просит воспитателя достать ее. По предложению взрослого он может на ощупь вынуть знакомый предмет из мешочка.

В решении задач сенсорного развития существенную роль играет подбор игрушек и пособий разных по цвету, форме, ма­териалу. Следует подбирать предметы контрастные по одному из признаков, но сходные по другим (например, шарики, кубики од­ного цвета, но разные по размеру). Разнообразие предметов и их свойств привлекает внимание детей, а подчеркнутое различие и сходство признаков углубляет, уточняет восприятие.

Во время бодрствования детей дидактические игрушки нужно располагать на столах так, чтобы на каждом из них помещался один вид дидактической игры. Важно следить, чтобы за столами играли небольшие группы — по 2—3 ребенка, при этом каждому из них следует давать аналогичный комплект дидактических иг­рушек. Неумение детей этого возраста играть вместе и повышен­ный интерес к новизне может привести к конфликтам, если игро­вая ситуация не будет продумана воспитателем.

Организуя предметную деятельность детей, надо следить за тем, чтобы каждый вид дидактического пособия использовался ребенком по назначению; в случае отсутствия у него умения дей­ствовать с игрушкой воспитатель обучает его, пользуясь методом пассивных движений. Во избежание утомления детей, длительно занимающихся с одной и той же игрушкой и выполняющих при этом одни и те же заученные действия, следует переключить их на деятельность с другими игрушками.

Обучение новым действиям, их усложнение, переключение на другие виды деятельности — основные моменты организации вос­питателем предметной деятельности детей'.

Реферат опубликован: 25/09/2006