Развитие и воспитание детей раннего возраста

Страница: 23/25

Пример взрослых, успехи в общем развитии, и особенно в раз­витии речи, умение согласовывать свои действия и движения с другими детьми способствуют тому, что во второй полови­не третьего года жизни у детей наряду с играми рядом возника­ют совместные игры и положительные взаимоотношения вне игры.

В игровом уголке двое — Сережа и Оля. Сережа обращается к кукле: “Не шали, слушайся маму”. Затем со словами “Я пошел на работу” кивает Оле и уходит в другую часть групповой ком­наты. В этом примере налицо подражание взаимоотношениям родителей.

155

В хорошо организованной группе малыши делятся своими иг­рушками, обращаются друг к другу с просьбой, радуются, когда после длительного отсутствия в группу возвращаются дети.

Однако без направляющего руководства воспитателя среди детей неизбежно будут возникать конфликты. Ребята, на дли­тельное время предоставленные сами себе, не всегда могут най­ти занятие, обеспечить целесообразную смену своей деятельно­сти, вследствие чего приходят в вялое или возбужденное состоя­ние, устают от однообразных действий.

На третьем году жизни наряду с теми видами Организация деятельности, которые отмечались ранее (наб-

самостоятельнои людение за окружающим, действия с предме-деятелт'е1йости тами, игрушками, сюжетные игры), появляют­ся новые. Дети любят рассматривать книжки, картинки, при этом говорят, спрашивают, с интересом и вниманием слушают, что им рассказывают взрослые.

Малыши начинают рисовать, лепить (правда, пока еще на занятиях, организованных воспитателем).

Постепенно развивается конструктивная деятельность. Играя со строительным материалом, ребенок не только воспроизводит показанные взрослыми постройки, но и пытается строить сам.

В этом возрасте детей привлекают трудовые действия взрос­лых, они охотно выполняют их поручения: с удовольствием поли­вают цветы (под наблюдением воспитателя), помогают расста­вить стулья для занятия, поставить на стол тарелки с хлебом и т. п. Воспитание у малышей интереса к трудовым действиям, привлечение их к посильной помощи взрослым закладывает основы трудового воспитания.

При организации разных видов самостоятельной деятельно­сти детей важное значение имеет оснащение группы необходимы­ми игрушками и пособиями. Для развития крупных движений необходимо иметь тележки, мячи, обручи, велосипеды, вожжи. Сенсорному развитию и развитию мелких движений способству­ют разнообразные разборные дидактические игрушки, волчки, куски материи, в которые вшиты длинные и короткие молнии или нашиты мелкие и крупные пуговицы, кнопки, крючки, а также шнуры, жгуты для нанизывания колец, катушек. В групповой комнате надо организовать уголок книги, где хранились бы книжки и картинки. Разнообразным должен быть ассортимент игрушек для сюжетной игры: куклы и другие образные игрушки с различными принадлежностями (посуда, мебель, одежда), пред­меты ряжения (косынки, передники, колпачки, халаты и т. п.). Для конструктивной деятельности группа должна быть оснащена строительным материалом различной величины и формы.

Каждый вид игрушек следует хранить в определенном месте. Это приучает детей к организованности и порядку.

Дети третьего года жизни легче находят себе занятия, когда игрушки находятся у них на виду, поэтому основная часть игру-

156

шек должна быть в их распоряжении. Новые или еще недостаточ­но освоенные пособия и дополнительные к имеющимся в группе игрушки находятся у воспитателя и выдаются по просьбе детей, например, разборные дидактические игрушки, части которых лег­ко теряются, если дети ими пользуются бесконтрольно.

В групповой комнате надо создать удобные места для раз­ных видов деятельности. Например, полочка с книжками должна быть в хорошо освещенном месте, здесь же должен стоять стол, за которым дети рассматривают иллюстрации.

Малыши должны хорошо знать, что разборными игрушками, средним строительным материалом, а также настольно-печат-ными играми можно пользоваться только за столом. Для по­строек из крупного строительного материала следует выделить место на полу.

Игра для детей — радостная и активная деятельность, поэто­му руководить ею надо так, чтобы не подавлять их инициативы, интереса и самостоятельности. Руководя детской игрой, воспита­тель стремится формировать у детей устойчивую деятельность:

Реферат опубликован: 25/09/2006