Страница: 1/7
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Некоторые общие проблемы анализа физической
активности 4
Глава 2. Применение общих принципов в анализе частных вопросов
теории спорта .7
Спорт как вид деятельности 7
Структура и принципы спортивной деятельности 9
Гносеологические аспекты высших достижений .11
Коммерционализация и профессионализация спорта .13
Самореализация в спорте 14
Спорт как профессия: противоречие с изначальным смыслом 15
Выводы .18
Литература .19
.
-3-
Введение
Философский подход к различным вопросам спортивной деятельности
имеет огромное значение для их систематизации и разработки общих
концепций, применимых в любом виде спорта. Однако в ХХ веке такое
обоснование зачастую рассматривалось и рассматривается как
"излишество", помеха на пути к быстрейшему внедрению в практику
нового вида. Тем не менее, плодотворность общего, философского
подхода к физическому совершенствованию демонстрируют, например,
боевые искусства [1, с. 25-37].
Для любого вида человеческой деятельности характерно наличие
некоторой системы принципов, в наиболее общем виде задающих
способы взаимодействия человека с окружающей действительностью и
самим собой. Следовательно, выражение этих принципов в явном виде
позволяет целенаправлено регулировать деятельность. Данную задачу
можно рассматривать как одну из областей науки о познании -
методологии, составляющей часть философии.
В настоящем реферате сделана попытка анализа сущности спорта с
позиций методологии. Рассмотрены сущность, принципы и цели спорта
как явления человеческой деятельности.
Работа выполнена в рамках подготовки кандидатской диссертации
по теме " " на
соискание ученой степени кандидата педагогических наук.
- 4 -
Глава 1.
Некоторые общие проблемы анализа физической активности
Как отмечает Н.Н. Визитей [2, с. 6], при анализе физической
активности человека возникает проблема, не характерная для
исследования других явлений природы. Дело в том, что
исследователь не может игнорировать наличие связи между предметом
и собой. Предмет изучения задан как объективно (тело человека),
так и субъективно (тело исследователя). Это явление представляет
собой случай, когда полностью применима идея Гегеля об отсутствии
"чисто внешнего", абсолютно объективного для индивида,
обладающего сознанием [3].
На самом деле, в таких науках, как физика, можно в первом
приближении абстрагироваться от связей между исследователем и
объектом, однако при более детальном анализе оказывается, что сам
процесс наблюдения, например, за частицами микромира вносит
искажения в их поведение. Степень искажения поддается лишь грубой
оценке с использованием методов теории вероятности.
В науках о человеке отрыв субъекта от объекта превращает
получаемые данные в набор случайных параметров, ничего не
говорящих о характеристике объекта как целого, поскольку тогда
вместо человека будет рассматриваться лишь совокупность его
функций. А так как, согласно известному философскому парадоксу,
"целое всегда больше суммы частей", следует рассматривать именно
объект в целом [4, c. 15].
- 5 -
Указанная проблема достаточно сложна из-за многокомпонентности
объекта, вследствие чего возникает опасность односторонности. По
мнению Н.Н. Визитея, даже в наиболее общих работах авторы
преимущественно обсуждают лишь один компонент телесности, отводя
другим подчиненную роль.
Исследователи выделяют три основных составляющих человеческой
активности: физическую (двигательную), эстетическую и
нравственную [4]. Из них в теории физической культуры
рассматривается прежде всего двигательный аспект. Эстетический и
нравственный компоненты являются предметами психологии спорта.
Теория физической культуры берет на себя решение наиболее общих,
философских проблем, однако рассмотрение их с точки зрения
Реферат опубликован: 3/01/2008