Страница: 4/7
таковой можно считать олимпийское движение [5].
Олимпийская хартия именует олимпизм "жизненной философией,
возвышающей и объединяющей в сбалансированное целое достоинства
- 11 -
тела, воли и разума. Цель этой философии - повсеместное
становление спорта на службу гармонического развития
еловечества". Иными словами, цель олимпийского спорта -
демонстрация возможностей совершенствования человеческого тела и
духа.
В спорте высших достижений основной целью считается
получение максимально возможного результата (в несоревновательных
видах) или победа над соперником (в соревновательных).
Следовательно, определяющим становится физический компонент, а
остальные играют подчиненную роль. Упор на развитие исключительно
физических качеств, пренебрежение этическими нормами ради
результата получают оправдание с точки зрения эффективности
деятельности. С другой стороны, существующие правила спортивных
федераций декларируют необходимость соблюдения определенных норм
взаимоотношений между спортсменами. Возникает как бы двойная
система моральных норм [9].
Выход из подобной ситуации видится в смене направленности
спортивной деятельности. Как отмечает М.М. Боген [9], спорт
должен быть направлен прежде всего на совершенствование человека,
то есть в спорте высших достижений необходимо ориентироваться на
идеалы олимпизма.
Гносеологические аспекты высших достижений
На основании того, что в спортивной деятельности объект и субъект
составляют как бы единое целое, а также того, что в ходе соревнований
- 12 -
наблюдается неантагонистическое взаимодействие между соперниками,
можно предположить следующее. Направленность изнутри вовне при
постановке определенной цели (достижения спортивного результата)
предполагает также коррекцию внутреннего состояния, обеспечивающую
перестройку функциональных возможностей организма. В процессе
спортивной тренировки возникает как бы "спираль деятельности":
постановка цели - подбор средств - достижение цели - постановка новой
на основе имеющихся ресурсов и планирования развития. Однако в спорте
средством и объектом достижения результата в большей степени, нежели в
других видах деятельности, является сам субъект, то есть спортсмен.
Следовательно, отсутствие разделения на "внутреннее" и "внешнее" в
физической активности человека имеет непосредственную практическую
значимость. Спортсмен исследует собственный организм, получая знания о различных аспектах его функционирования и возможности развития
физических и психологических качеств.
Выше мы уже говорили о мотивации в спортивной деятельности.
Однако лишь в том случае, когда мотивы спортсмена соответствуют
ценностям спорта как явления, возможно его включение в
деятельность без появления так называемого "расщепления", или
"двойной морали". Любое несоответствие или расхождение требует
усилий по корректировке - внешне (декларируемые принципы выдаются
за истинные) или внутренне (подстройка системы ценностей
спортсмена к принятой в данном виде деятельности). Из-за
ограниченности приспособительных ресурсов человека в каждый
конкретный момент он не может полностью сосредоточиться на
выполнении основной задачи, что отражается на результатах. Это
может быть не очевидно, если во внимание принимается
- 13 -
исключительно результативность, но может быть выявлено при
комплексном анализе действий и высказываний спортсмена.
Коммерциализация и профессионализация спорта
Спорт, будучи одним из проявлений человеческой деятельности,
может стать и становится для определенного круга людей основным
занятием - профессией. Хотя некоторые авторы [8] трактуют
профессионализм лишь в рамках товарно-денежных отношений, часть
исследователей [12] склоняется к объяснению этого феномена в
терминах психологии и морали. На самом деле, отношение спортсмена
Реферат опубликован: 3/01/2008