Страница: 2/7
примата двигательной активности приводит к возникновению весьма
неполных концепций.
Необходимо заметить, что рассмотрение физической культуры в
общефилософском аспекте - явление весьма древнее. Системы боевых
искусств Востока развивались в тесной связи с мировоззренческими
системами, включающими философию, религию и психологию [1, c.
25, 55]. Наиболее эффективные школы боя разрабатывались в
монастырях дзэн (чань), а также даосами. Ни дзэн, ни даосизм
нельзя назвать отвлеченно-философскими системами, поскольку для
них характерна непосредственная приложимость основных принципов в
повседневной жизни [10, c.22]. С другой стороны, в них имеются
весьма упорядоченные представления о структуре мироздания, хотя
изложение этих представлений в Дзэн достаточно своеобразно.
- 6 -
Однако рассмотрение физической активности и физической культуры
в рамках упрощенного, грубо материалистического подхода некоторое
время доминировало в зародившейся на рубеже столетий теории
физической культуры. По сути, физкультурно-спортивная
деятельность трактовалась как чисто двигательная, а остальные
составляющие считались производными.
В настоящее время наблюдается тенденция возврата к целостному
восприятию физической культуры как явления, взаимосвязанного с
другими областями человеческой деятельности. Резкое отграничение
ее от культурной традиции, характерное для ранних периодов,
сменилось системным подходом, охватывающим все грани
совершенствования человека.
Тем не менее, использование системного подхода в анализе
спорта достаточно часто наталкивается на попытки
"объективизированного" рассмотрения человеческой телесности как
"данного извне" феномена. Следовательно, сам спортсмен и его
организм представляются как средство достижения результата.
Интуитивно ясно, какие последствия влечет за собой такой подход,
однако раскрытие его методологической ущербности требует
детального анализа спорта как специфического вида деятельности.
- 7 -
Глава 2. Применение общих принципов в анализе частных вопросов теории спорта
Спорт как вид деятельности
Общепринятого определения понятия "спорт" в современной
литературе мы не обнаружили. Практически каждая работа,
посвященная фундаментальным проблемам спортивной деятельности,
содержит свое определение, подчеркивающее те или иные стороны
этой деятельности. Например, в Толковом словаре спортивных
терминов в статье "Спорт" говорится: "Спорт. Составная часть
физической культуры; средство и метод физического воспитания
человека; соревновательная деятельность и подготовка к ней, а
также специфические отношения, нормы и достижения, связанные с
этой деятельностью". В [7] имеется шесть различных определений
спорта, в том числе: "Игровое состояние или другое приятное
времяпрепровождение, требующее некоторого мастерства и
определенной физической подготовки" (Всемирный энциклопедический
словарь); "совокупность взглядов, мероприятий, средств и
деятельности, направленной на достижение высоких результатов в
соревнованиях" (Немецкий лексикон, 1976); "система организации и
проведения соревнований и учебно-тренировочных занятий по
различным комплексам физических упражнений" (Большая советская
энциклопедия. М., Советская энциклопедия, 1976). Авторы словаря
останавливаются на следующем определении: "Спорт есть
специфический вид деятельности, специально организованный
процесс, направленный на выявление предельных возможностей
человека".
- 8 -
Евстафьев [8, с. 34] определяет спорт как "специфический вид
деятельности, специально организованный и сознательно управляемый
процесс, направленный на всестороннее физическое и духовное
развитие людей, подготовку их к труду и защите Родины, а также
формирование у наиболее талантливой молодежи высокого спортивного
Реферат опубликован: 3/01/2008