Страница: 6/7
привести (и приводит) к последствиям, от которых, как было
- 16 -
отмечено раньше, стремились уйти при выделении спорта как
самостоятельного явления: потере социального статуса, нарушениям
жизнедеятельности вплоть до лишения жизни, глубокому
психологическому кризису. Более того, реализация возможностей
человека искусственно втискивается в заданные извне рамки, выход
за которые пресекается различными способами - от психологического
давления до прямого физического воздействия.
Объяснение этого феномена, по нашему мнению, лежит далеко за
пределами не только теории спорта, но и теории деятельности.
Аналогичная ситуация наблюдается практически во всех сферах жизни
общества: изменения, первоначально направленные во благо
человека, таинственным образом превращаются в препятствия на пути
его развития. Создается впечатление, будто на поверхность выходят
следствия каких-то глубинных, заложенных в самой природе человека
факторов. Ни в одной системе социальной философии до сих пор не
выдвинута концепция, позволяющая объяснить и эффективно
преодолеть эти влияния. Предлагались различные пути "исправления"
недостатков человечества, от повсеместного просвещения до
насильственного искоренения антигуманных проявлений (см. весьма
полный обзор в [13, ч. 1, с. 10-27]). Однако выяснилось, что
любое знание может быть использовано двояко, силовые методы
порождают аналогичное по силе противодействие, а изменение
структуры общества дает выход тем или другим разрушительным
тенденциям. И спорт не является исключением. Идеал гармоничного
развития вследствие упора на результат как единственную цель
- 17 -
подменен культом силы и подавления. Вместо пропаганды здорового
образа жизни спортивное зрелище пропагандирует жестокость и
бездуховность.
Как можно предположить на основании сказанного выше, причиной
"обращения благих намерений во зло" становится неправильная
постановка целей. Материальный результат, выраженный в какой бы
то ни было форме, не может быть целью деятельности, включающей в
себя совершенствование человека. В противном случае она
превращается в производственную деятельность, где объект отделен
от субъекта, а следовательно, возможно отношение к человеку как к
средству, а не самоцели.
-18-
Выводы
Спорт как специфический вид человеческой деятельности
объединяет в себе различные аспекты человеческого бытия и потому
должен рассматриваться в единстве духовного и телесного. Основная
его цель - совершенствование человека через гармонизацию
физического, эстетического и нравственного развития.
Соревновательная деятельность должна служить демонстрации
возможностей гармонично развитого человеческого организма в
условиях неантагонистического противоборства. Коммерческие цели в
спорте не являются определяющими; выведение их на первый план в
профессиональном спорте представляет собой последствие извращения
изначальной системы ценностей и может быть преодолено смещением
акцентов в развитии данного явления.
Современная теория спорта лишь начинает нащупывать подходы к
объединению внешнего и внутреннего, уже сотни лет назад
разработанные в школах боевых искусств. Необходим более глубокий
философский анализ данной проблемы без попыток свести
многообразие проявлений человеческой телесности к одному или
нескольким факторам, взятым в отрыве от целого.
.
-19-
ЛИТЕРАТУРА
1. Долин А.А., Попов Г.В. Кэмпо - традиция воинских искусств. М.: Наука, 1992 - 429 с.
2. Визитей Н.Н. Физическая культура личности. Кишинев: Штиница, 1989 - 110 с.
3. Гегель Г. Наука логики. М.: Мысль, 1974, Т. 1, с. 25
4. Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры
человека. М.: ГЦИФК, 1992 - 120 с.
5. Егоров А.Г. Олимпизм как социокультурный феномен. //В сб.: Ценности спорта и пути его гуманизации. Выпуск 2. М.: Гуманитарный центр СпАрт, 1996, с. 43-48
Реферат опубликован: 3/01/2008