Страница: 10/11
Жилища тоже имеют свои отличия. Долинные жители — лао и тай — обычно ставят дома на сваи, на случай
Пища лаосских крестьян типична для жителей Юго-Восточной Азии. В первую очередь это рис — «хлеб Азии». Из него готовят разнообразные блюда и напитки, применяют как гарнир. Но для жителей северныхрайонов основной пищей является кукуруза и иногда просо. Деревенский житель не знает молочных продуктов, масло едят только растительное. В пищу употребляют самые разнообразные фрукты и овощи, на севере,
например, квашеную капусту- В отличив от соседних стран в Лаосе больше потребляют белковой животной пищи: каждая семья разводит кур, свиней, коз; в долинах все жители едят рыбу — в вареном, вяленом, квашеном и даже молотом виде. Городские жители уже привыкли к натуральным и консервированным мясо-молочным продуктам, ввозимым из-за границы. Из напитков распространены чай, различные фруктовые соки и настойки. Спиртные напитки, как правило, некрепкие.
Буддийская религия наложила значительный отпечаток на духовную культуру и быт страны. В центре каждой деревни высится пагода-храм, обычно самое большое и красивое здание, выстроенное в отличие от жилых домов из кирпича.
Буддийский календарь тесно связан со сменой сезонов года и используется в Лаосе наряду с григорианским календарем. Лаосский год делится на 12 месяцев, отсчитываемых с декабря. Каждый год носит название одного из 12 животных, причём наименования эти повторяются каждые 12 лет.
Искусство народов Лаоса по духу родственно тайскому и кхмерскому. Под Саваннакхетом сохранились памятники первобытной культуры — святилища, сходные с прасатами Кампучии, а в Долине Кувшинов — каменные овальные сосуды трехметровой высоты, датируемые I—V вв. Видимо, их использовали как погребальные урны.
В Лаосе почти не сооружалось каменных архитектурных ансамблей, которые могли бы быть сопоставлены с величественными памятниками зодчества соседних стран. Но сложившиеся в Лаосе типы зданий занимают важное место в истории искусства. Здесь, в частности, сохранились великолепные образцы деревянного зодчества — ваты (пагоды). Каждый ват имеет статую Будды, молельню, библиотеку и святилища — тхаты — подобие индийских ступ. Иногда тхаты строились и как самостоятельные архитектурные комплексы. Таков тхат Луанг близ Вьентьяна (XVI в.), восстановленный в 1938 г. В отличие от пагод тхаты всегда возводились из кирпича или камня.
Один из наиболее старых ватов, сохранившихся в стране, — Ксенг-Тонг в Луан-гпхабанге (1561 г.). В нем наиболее ясно выражены основные черты средневековой архитектуры Лаоса. Прямоугольное в плане здание увенчано высокой крутой кровлей, составленной из нескольких перекрывающих друг друга частей. Верхние угловые концы кровли завершены изогнутым заостренным коньком — стилизованным изображением змей-наги. Другие пагоды на севере Лаоса варьируют подобный тип вата,
На юге страны ват имеет несколько иной облик. Здесь чувствуется большая близость к таиландской архитектуре. Южные ваты отличаются более крупными размерами и великолепием, но в них меньше своеобразия и благородства пропорций, свойственных северным ватам. Примером южного зодчества может служить ват Фра Кео во Вьентьяне (XVI—XVII вв.).
В искусстве Лаоса скульптура не получила такого развития, как в граничащих с ним странах. Основным скульптурным мотивом является изображение Будды, выполненное чаще из дерева, покрытого лаком, или бронзы, реже из камня или обожженной глины; лицо Будды всегда имеет явно выраженные этнические черты.
Декоративное искусство не носит религиозной окраски. Птицы, животные, человеческие фигурки искусно вплетены в резное обрамление дверей, ставен и светильников храмов или украшают ларцы для рукописей.
Наиболее развитыми видами народного прикладного искусства являются художественное ткачество, обработка драгоценных камней и металла, производство эмалей. В тонких ювелирных и красочных лаковых изделиях наряду с религиозными и мифологическими сюжетами встречаются реалистические сцены из народной жизни, пейзажи, портреты и натюрморты.
Реферат опубликован: 9/01/2008