Страница: 5/11
Народы, говорящие на австроазиатских языках, образуют примерно 25% населения Лаоса. Они делятся на две группы: мон-кхмеров (более 20%) и мео-ман (около 5%). К первой группе относятся кхмеры и различные горные мон-кхмерские народы. В колониальный период последних называли «кха», т. е. рабы. В зарубежной литературе и сейчас можно встретить это название, но сами лаосцы это оскорбительное наименование теперь не употребляют. Наиболее крупный из горных мон-кхмерских народов — кхму; ему уступают по численности суй,со, ламет и др.
В этнокультурном отношении население страны делится на три основные группы: лаолум (население долин), лаотенг (население горных склонов) и лаосунг (население горных вершин).
Среди инонациональных групп населения самые многочисленные китайская и вьетнамская. Каждая из них в начале 70-х годов насчитывала примерно по 30 тыс. человек. В стране проживает также около 2 тыс. индийцев. Эти три группы живут главным образом в городах, сохраняя традиционные формы быта и культуры и занимаясь преимущественно торговлей, ремеслами и предпринимательством.
После достижения независимости государственным языком страны был объявлен лаосский. Он имеет свое слоговое письмо, близкое к письму монов Бирмы.
Наиболее распространенной религией в Лаосе является буддизм тхеравады, который исповедуют лао и тай. Среди горцев широко распространены различные родо-племенные верования. Пережитки традиционных верований можно встретить и у местных буддистов: они почитают духов «фи», олицетворяющих мертвую и живую природу.
Лаос относится к числу стран, которых коснулся «демографический взрыв»: население растет быстрыми темпами, прирост составляет 2,2% в год. В 60-е годы мужчин и женщин насчитывалось примерно поровну.
Из экономически активного населения (1,5 млн. человек) свыше % занято в сельском хозяйстве и около 5 % в промышленности и ремеслах.
На размещение населения по территории Лаоса огромное влияние оказали природные условия — горный рельеф, густая речная сеть, различия в климате. Большинство населенных пунктов и основная часть населения сосредоточены по берегам рек: если средняя плотность населения страны 115 человек на 1 кв. км, то в долинах, где проживает почти % всех лаосских жителей, она в 5 раз выше. А в некоторых горных районах на 1 кв. км приходится менее 1 человека.
В Лаосе в последние два десятилетия усилился процесс урбанизации, городское население выросло в 5—7 раз и к началу 70-х годов составляло 15% всего населения. Одним из важных факторов роста городского населения в 60-х годах являлась длительная нестабильность положения в стране, которая заставляла крестьянские семьи искать в городах укрытия во время активизации военных действий. Восстановление мирной жизни позволило тысячам беженцев вернуться в родные места. Основная часть лаосского городского населения — это лао, а также тай.
Наиболее значительные города страны — Вьентьян, Саваннакхет, Луангпха-банг. Остальные города небольшие и насчитывают 10—12 тыс. жителей.
Крупнейший город Лаоса — ее столица Вьентьян («город Луны»), в котором живет около 200 тыс. человек. Это один из древнейших городов страны, сохранивший, хотя иногда и в разрушенном виде, многочисленные пагоды. Город, центр которого застроен каменными зданиями, тянется на несколько километров вдоль берега Меконга. Вьентьян — культурный и торговый центр страны. Здесь находятся основные учебные заведения, археологический музей, государственная библиотека. В 60-х годах в столице построено новое здание Народного собрания, городской лицей, новые кинотеатры. Вьентьян наиболее развит и в промышленном отношении.
В противоположность ему Луангпха-банг, бывший прежде королевской резиденцией, сохранил черты старого города, застроенного многочисленными торговыми лавочками и свайными глинобитными домами. Над городом возвышается 31 пагода. Как и много лет назад, Луанг-пхабанг просыпается под ритмичную дробь барабанов пагоды Фу-Си, воздвигнутой в центре города в XVIII в. Здесь же находится здание бывшего королевского дворца (сейчас превращенного в государственный музей), а в пригороде сохранились священные гроты со статуями Будды.
Реферат опубликован: 9/01/2008