Страница: 15/24
Итак, с полным основанием можно заключить, что в течение всей феодальной эпохи белорусское крестьянство сформировало городское население во всей его структуре – от патрициев до плебеев, от богачей-купцов и цехмистров до учеников и наемников – «людей работных», «молодцов», «паробков».
С развитием городов, усилением их экономической роли, а с другой стороны, с расширением сословных привилегий господствующего класса городское население все более настойчиво домогалось от верховной власти сословных прав и гарантий, без которых ему грозила судьба крепостного крестьянина.
Господствующий класс и государственная власть уступали по мере того, как убеждались в перспективности пополнения источников своих доходов за счет экономической деятельности городов и невозможности эффективной эксплуатации города на тех же принципах, что и крепостного крестьянства. На этой основе зарождалась система прав и привилегий, в которых городское население конституировалось в сословие феодального общества в любом феодальном государстве, в том числе и в Великом княжестве Литовском.
Принцип сословных гарантий и привилегий, на котором покоилась социальная организация феодального общества, стал исходным пунктом и в общественно-экономическом и политическом развитии феодального города. Важнейшим в системе привилегий было право городов на организацию самоуправления.[6. стр. 54-72]
3. Городское самоуправление
& 1. Городское самоуправление на магдебургском праве
Ряд поощрительных привилегий и льгот городам способствовал экономической деятельности населения. Естественно, что чем более заметной становилась роль городов в экономической жизни государства, тем настойчивее выступали горожане с требованием политических гарантий в обществе.
Первой целью, которой добивались горожане во всех странах феодальной эпохи, было право организации городской жизни на основе самоуправления. Образцом для горожан Беларуси служили нормы права города Магдебурга. Жалованные грамоты на магдебургское право провозглашали три принципа: отмену действовавших прежде обычаев, литовского, русского права; отмену власти и суда над мещанами державцев, помещиков, воевод и всех других чинов великокняжеской администрации на местах; учреждение самоуправления – рады, избираемой горожанами.
Органы великокняжеской власти, в частности, великокняжеский суд, сохраняют за собой право разбора дел мещан лишь в качестве апелляционной инстанции на решения органов городского суда. Но и при этом во всех грамотах оговаривается, что разбор такой апелляции будет производиться в соответствии с нормами магдебургского права.
То, что города Беларуси, по крайней мере крупнейшие, до магдебургского права имели свой суд и свое право, подтверждают источники. Можно лишь предположить, что местное право видимо мало учитывало специфические нужды и деятельность горожан, новое положение самого города как центра ремесла и торговли. В противном случае трудно понять сам факт замены местного права чужеземным, учитывая столь типичную феодальной эпохе приверженность традиции, старине.
Следовательно, достигнутый уровень городской жизни оказался в противоречии с традиционными правовыми нормами. Видимо, этот конфликт назревал в течение длительного времени и, естественно, ранее других острота его сказалась в крупных городах. Не случайно они первыми получили магдебургское право. Это были, как известно, Брест, Гродно, Слуцк, Полоцк, Минск. Только в смене социальной структуры населения и в изменившемся уровне экономической деятельности городов в качестве центров ремесла и торговли можно найти реальную почву для утверждения в городах Беларуси магдебургского права. Предоставление городам самоуправления было, несомненно, признанием за ними определенной общественной силы, важной роли в судьбах государства. Оно составило целый этап его социально-экономической истории. [6. cтр.78-84]
& 2. Деятельность самоуправления
Согласно магдебургскому праву, рада во главе с бурмистрами должна была собираться в ратуше «не менее одного раза в неделю, либо столько, сколько потребуется». Предметом обсуждения на этих заседаниях должны были служить общие интересы города, «умножение общего блага», предупреждение ущерба, решение возникших тяжб, установление мер к предупреждению дороговизны на продукты питания. Магдебургское право также обязывало раду принимать нужные меры для предупреждения в городе раздоров, «защищать вдов и сирот», искоренить азартные игры (карты, кости и др.). Раде должны были быть «во всем послушны все ремесленники города». Те из них, кто нарушал устав цеха, подлежали наказанию, которое определяла рада.
Реферат опубликован: 16/10/2009