Страница: 20/24
Цехи объединяли ремесленников одной или нескольких профессий для лучшей организации производства и сбыта продукции. Цеховая организация была обусловлена общностью интересов мелких производителей-собственников, узостью местного рынка, непосредственным контактом ремесленников каждой специальности между собой, совместным использованием некоторых производственных, складских и торговых помещений, корпоративной обособленностью специальностей, характерной для феодального общества.
[ 4. стр.86.]
Самоуправление в городе могло охватывать лишь часть городских жителей, так как оно в большинстве случаев не распространялось на тех, кто жил в городе на участках частных владельцев и подчинялся их частной власти, но в цех должны были входить все независимо от того, кому они подчинялись – городской раде или частному владельцу. [ 6. стр.141-142]
В городах Беларуси работали цехи по обработке металлов, шкур, изготовлению одежды, домашней утвари, ювелирных изделий и др. Цеховая деятельность определялась уставами. В них регламентировалось производство и сбыт продукции, качество сырья и готовых изделий, технология, время и условия работы, процесс обучения и многое другое. [ 4. c. 83-84]
Материалы о белорусских цехах крайне скудны, но и по тем скупым свидетельствам, которые сохранились, можно заключить, что ремесленные объединения возникали и формировали свои уставы на основе давней традиции, сложившейся задолго до получения магдебургского права. Так, 13 сентября 1580 года в раду Могилева явились калачники, хлебники, крупенники, орешники (перечислено 77 фамилий). Они от себя и от «остальной братии, дома оставшейся» занесли в книги рады города решение об избрании старосты, которому поручили «радити водлуг стародавнего звычаю». Ни единым словом не упоминается в этом документе магдебургское право и его предписания относительно цеховой организации.
Каждый цех имел свой устав. В нем были сформулированы статьи, которые обеспечивали мастерам осуществление ремесленной деятельности, ставили их в особое правовое положение в городе по сравнению с теми, кто не состоял в цехе.
[ 6. стр.141-142]
Устав давал ремесленникам определенную гарантию свободы деятельности, корпоративную обособленность. Уставы регламентировали всю внутреннюю жизнь цехов. [ 4. стр.87]
Цеховые привилегии, уставы и правила не были актами милости королевской власти, магнатов или их наместников. Объединявшиеся в цехи ремесленники сами добивались от властей актов, которыми закреплялись их льготы и привилегии, оговаривались права и гарантии. Однако и магнаты были заинтересованы в создании цеховых организаций и предоставляли такие права с тем, чтобы устранить конкуренцию между ремесленниками одной или нескольких близких профессий, устанавливать порядок, по которому казна получала бы доход от горожан, чтобы подчинить мастеров цеховой верхушке, а подмастерьев и учеников – мастерам. [ 4. стр.96.]
Уставы, изданные владельцем города, признавали за членами цеха монопольное право на производство данного вида ремесленных изделий в пределах города и гарантировали сохранение профессиональных тайн членами цеха. Ремесленники, выдавшие профессиональную тайну, подвергались штрафу в 100 грошей в цеховую казну и тюремному заключению. В уставах фиксировались корпоративные привилегии того вида ремесла, той профессии, к которым относились ремесленники. Особенно тщательно оговаривались в уставах монопольные права каждого цеха в разграничение деятельности ремесленников смежных профессий. [ 4. стр.106]
Уставы давали ремесленникам каждой профессии преимущественное право покупать необходимое им сырье для изготовления изделий. В уставах кожевенников и сафьянников г. Слуцка 1662 года также регламентировался порядок покупки сырья, причем шерсть с приобретенных шкур должна была продаваться не торговцам, а чулочникам, магерникам, суконщикам и другим ремесленникам, изготовлявшим изделия из шерсти. [ 4. стр.108]
В уставах предусматривалось право преимущественной продажи членами цеха своей продукции. Так, в уставе слуцких ткачей 1664 года под угрозой уплаты штрафа запрещалось «чужим купцам» полотна кроить и продавать. Однако любому иногороднему разрешалось продавать свое полотно «целой штукой», а слуцким мещанам и лавочникам в лавках, домах и на рынке раскроенные куски ткацкого полотна продавать без всяких ограничений. Таким образом, интересы цеха не должны были препятствовать внутригородской торговле. [ 4. стр.111]
Реферат опубликован: 16/10/2009