Страница: 2/24
Находясь в составе Великого княжества Литовского, Беларусь осваивала многие цивилизационные достижения Запада. На ее территории расширялась череда типично европейских норм правовой и политической культуры, в частности – право организации жизни города на основе самоуправления. И происходило это не случайно. В средневековье население крупных городов Беларуси, особенно западных, было уже полиэтичным, что само по себе благоприятствовало развитию культурных контактов. В XIII – XIV вв. тут поселялось много иноземцев, прежде всего немцев. В Полоцке, например, имелась своя ганзейская фактория. Много немецких ремесленников и купцов поселилось в Гродно и Бресте. Создавая вольную общину, они руководствовались своим, принесенным из Германии, правом, известным как магдебургское. Немецкое право давало им значительные преимущества по сравнению с другими горожанами.
Чтобы помочь торгово-ремесленному развитию городов, привлечь в них поток нового населения, великие князья начали наделять магдебургским правом и свои крупнейшие поселения. С другой стороны, мещан такая организация городской жизни по новым правилам также привлекала, потому что давала возможность освободиться от суда и контроля великокняжеской администрации либо их территориального собственника.
Первым в белоруско-литовском государстве грамоту на самоуправление на основе немецкого права получил Вильно (1387г), а уже в 1390 и 1391 годах он был дан Бресту и Гродно. В XV в. магдебургское право получили такие белорусские города как Слуцк (1441), Полоцк (1498), Минск (1499). В грамоте на самоуправление Полоцку великий князь Александр отметил, что дает этому городу немецкое право «на вечные времена», «чтобы люди наши, там живущие, через власть добрую и справедливую были размножены».
В западных землях Беларуси крупные города получали магдебургское право значительно раньше, чем на востоке. Это могло быть связано с живучестью волостной системы и вечевого строя в Приднепровье и Придвинье. В этом регионе стародавние центры земель, особенно Витебск, Смоленск и Полоцк, еще долго сохраняли связь с волостями. Население и города и волости составляло одну общину, наделенную правами самостоятельности. Мещане этих городов вместе с боярами участвовали в областном самоуправлении.
Однако в XV – начале XVI в. в результате феодального землевладения и на востоке Беларуси волостная система и городская община стали быстро распадаться. Яркий пример этого – социальная борьба в Полоцке, где бояре упорно отказывались от общегородских повинностей. В такой ситуации городские власти сами добивались необходимой им грамоты на самоуправление, поэтому магдебургское право попадало на подготовленную почву. Как правило, самоуправление на основе немецкого права принималось в тех городах, где были заинтересованные в нем социальные силы. Попытки навязать его силой вряд ли имели бы успех.
С получением магдебургского права белорусский город попадал в новые условия развития. Правда, на деле никто не мог дать никаких гарантий от вмешательства местных воевод и старост в его жизнь. Грамота на самоуправление давала мещанам права на свободную торговлю в государстве с освобождением от таможенных поборов, значительную площадь земли вокруг города (например Несвиж получил 100 валок), а также право на «заходы» в частные лесные угодья и воды (для выпаса животных, заготовки дров на строительство и отопление, охоты и рыбной ловли). Магдебургский привилей обычно позволял мещанам собирать прибыль от городских весов, лавок и магазинов, давал права строить общественные здания, а иногда даже замки.
Крупные города с магдебургским правом, расположенные на важных торговых путях, строили для иностранных купцов гостиные дворы (в Полоцке, например, их было четыре). Обязанности же «вольных» городов были небольшими. Фактически они сводились к выплате налогов в государственную казну (магистрат распределял их по всем мещанам), в том числе серебщины и ордынщины (денежные налоги на военные нужды), когда они накладывались на все государство. Исходя из этого можно сказать, что мещане городов с магдебургским правом являлись в полном смысле привилегированной социальной прослойкой населения средневековой Беларуси.
Реферат опубликован: 16/10/2009