Страница: 4/42
в бассейне Ангары, Енисея, Лены и их притоков в Красноярском крае и Иркутской области. В машиностроительном комплексе Восточной Сибири преобладает металлоемкое производство, выпускающее машины и оборудование для горной, металлугической, химической и лесной промышленности. В агропромышленном комплексе Восточней Сибири выделяются разведение крупного рогатого скота молочно-мясного направления в лесостепной зоне, примыкающей к Транссибирской железной дороге (Красноярский край, Иркутская область) овцеводство тонкорунного и полутонкорунного направлений (Хакасия, Бурятия, Тува и Читинская область) , оленеводство -в северной части Красноярского края. Район специализируется на пушном промысле, звероводстве, рыболовстве. Основной зерновой культурой является яровая пшеница. В Восточно-Сибирском районе развиты железнодорожный, морской и речной , автомобильный, авиационный и трубопроводный транспорт. Стержень железнодорожной сети составляют Транссибирская, Южно-Сибирская и Байкало-Амурская магистрали.
37. Центральная Россия. Образуют три экономических района - Центральный, Волго-Вятскйй и Центрально - Черноземный. Центральная Россия представляет собой территорию , на которой сформировалось экономическое и политическое ядро Русского государства, район древне- и старорусского заселения. Центральной России характерно лидирующее положение среди экономических районов страны в экономике, науке, культуре и политической жизни. Выгодное положение Центральной России обусловлено размещением на водоразделах Волги, Днепра, Дона и Западной Двины, сооружением железнодорожных магистралей, воднотранспортных и систем трубопроводов, сблизивших ее с сырьевыми и топливными базами. В Центральном и Волго-Вятском районах профилирующими отраслями промышленности выступают автомобилестроение , станкостроение , приборостроение , разнообразные отрасли химии ,. в Центрально -Черноземном - черная металлургия , машиностроение и химия . Все регионы Центральной России имеют ограниченные природные ресурсы . Ряд отраслей (кроме лесной в Волго-Вятском районе и пищевой в Центрально - Черноземном ) почти полностью зависят от привозного сырья . Нефть, природный газ , металл лес и другое сырье поступают из Западной Сибири , Поволжья, Севера, Урала и других районов России и стран СНГ. Для всех трех ее районов одной из главных задач является необходимость укрепления энергетической базы , что осложняется недостаточной обеспеченностью собственными топливно-энергетическими ресурсами , и улучшения водоснабжения отдельных частей зоны . ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЙОН Центральный экономический район ( ЦЭР) включает в свой состав Брянскую , Владимирскую, Ивановскую, Калужскую, Костромскую, Орловскую, Рязанскую, Смоленскую, Тверскую, Тульскую, Ярославскую области и город Москву. В общероссийском территориальном разделении труда он специализируется на высокоразвитом наукоемком и сложном машиностроении (главным образом на автомобиле-, локомотиво-, и вагоностроении, станкостроении, робототехнике, электротехнике, электронике), химической (особенно химии полимерных материалов, минеральных удобрений), текстильной, а также промышленности строительных материалов (преимущественно стекольной и фарфоро- фаянсовой). Важной отраслью специализации района являются наука и научное обслуживание. В сельскохозяйственном производстве Центр выделяется крупным производством картофеля и овощей, льна - долгунца , продукции животноводства. Минерально-сырьевые ресурсы ЦЭР очень бедны и ограничены . К ним относятся низкокачественные бурые угли Подмосковногобассейна, фосфориты ( Егорьевское и Полпинское месторождения ), торф, небольшие запасы железной руды. Район богат строительными материалами (стекольными песками, цементным сырьем, каолинами, гипсом и др.) . ЦЭР располагает небольшими лесными ресурсами ( Костромская область) и гидроресурсами. По численности населения ( 30.4 млн. чел.) и плотности (63 человека на 1 м".) Центр занимает первое место в РОССИИ . Машиностроительный - транспортное машиностроение-Москва , Брянск, Мытищи, Ликино, Серпухов (легковые, грузовые автомобили и автобусы), Брянск, Коломна, Лкадиново, Муром(тепловозы), Тверь, Мытищи (вагоностроение), Москва и Смоленск ( авиастроение), Рыбинск (судостроение). ЦЭР производит значительное количество металлообрабатывающих станков и инструментов , в том числе станков с ЧПУ . Станкостроительные и инструментальные заводы размещаются в основном в Москве и Подмосковье ( Подольск) , Иванове, Рязани, Туле, и других городах. Текстильные станки выпускают заводы Климовс ка, Иванова , Орла, Орехово-Зуево, швейные машины (Подольск). Видное место в структуре машиностроительного комплекса занимают приборостроение .электротехническая .радиотехническая, электронная промышленность Машиностроение Центра определенную часть своих потребностей в металле удовлетворяет за счет собственного производства. Крупным производством черных металлов выделяется Новотульский металлургический завод, использующий руды КМА. ЦЭР занимает первое место в России по масштабам и уровню развития химической и нефтехимической промышленности . В районе производится значительная часть синтетических смол и пластмасс, минеральных удобрений и другой продукции. На базе местных фосфоритов и привозных хибинских концентратов создано производство фосфатных удобрений в Брянской области, на поступающем из разных районов России природном газе выпускаются азотные удобрения в Новомосковске . Важное значение в ЦЭР имеют фармацевтическая промышленность ( Москва, Щепково, Старая Купавна). Легкая . в частности текстильная промышленность в Центральном районе относится к старейшим и главным отраслям. Текстильная промышленность .использующая привозное сырье (кроме льна и химических волокон), производит подавляющую часть хлопчатобумажных, шелковых, шерстяных и льняных тканей России. Крупные ареалы хлопчатобумажной промышленности сформировались в областях ЦЭР : Ивановской, Московской Серпухов), Владимирской и Тверской, льняной - в Костромской, Владимирской, Ивановской, Ярославской Ярославль, шерстяной - в Московской . Кожевенно-обувная промышленность издавна развивается в Тверской , Московской , Смоленской, Брянской и Ярославской областях . Центр издавна славился народными промыслами Гжель. Сельское хозяйство ЦЭР отличает пригородная ориентация , направленная на удовлетворение потребностей населения в молоке, овощах, картофеле, мясе. Животноводство Центра специализируется на разведении крупного рогатого скота молочного и молочно - мясного направления , свиноводство и птицеводство. ЦЭР имеет мощную транспортную систему, по густоте железнодорожной сети , автомобильных дорог с твердым покрытием Центр не имеет себе равных в России. По железнодорожным магистралям и трубопроводам с востока поступают металлы , нефть, природный газ , уголь , древесина и хлеб, с юга - каменный уголь, черные металлы, хлеб, овощи и плоды, с севера - апатиты , древесина, уголь, нефть , природный газ; хлопок, шерсть ,кожи , цветные металлы и природный газ из Казахстана и стран Средней Азии . Во все экономические районы России и стран СНГ ЦЭР отправляет готовую продукцию машиностроения , химии и легкой промышленности. Волго - Вятский экономический район. Входят Кировская и Нижегородская области , республики - Марий Эл, Мордовия и Чувашская. Волго-Вятский район в народнохозяйственном комплексе Российской Федерации выделяется значительной долей производства грузовых и легковых автомобилей , автобусов , речных судов , экскаваторов, металлорежущих станков , минеральных удобрений , развитой лесной , деревообрабатывающей и цеплюпозно-бумажной промышленностью , продукции легкой и пищевой индустрии , интенсивным молочно - мясным скотоводством . Минерально-сырьевая база: доломиты, гипс, известняки, кварцевые пески, месторождением фосфоритов. Район богат лесными. В отраслевой структуре промышленности Волго -Вятского района 40 %составляет машиностроительный комплекс. Ведущей отраслью специализации машиностроительного комплекса является транспортное машиностроение: г. Нижний Новгород ( АО " АвтоГАЗ") , автобусы - г. Павпово-на-Оке ( АО • Павповский автобус"), самосвалы - г. Саранск ( АО "САЗ") и моторы - г. Заволжье. Станкостроительная и инструментальная промышленность. приборостроение и электротехническая промышленность. Химическая и нефтехимическая промышленность ( ее удельный вес в стоимости всей продукции индустрии 9 процентов) функционируют на привозном сырье. Химические комбинаты Дзержинска и Кстово изготовляют полупродукты химии оргсинтеза ( этилен, пропилен, бензол) пластмассы и смолы , оргстекло , жирные кислоты , минеральные (азотные) удобрения , гербициды. В Кировской области создано производство фосфатных удобрений ( Рудничный), автошин (Киров). Третьей областью специализации ВВЭР является лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, базирующаяся на собственных лесных ресурсах. В сельском хозяйстве ВВЭР за последние годы уменьшилась доля зернового хозяйства и увеличились посевы технических культур. Из зерновых культур в районе выращивают серые хлеба – озимую рожь, ячмень и овес, а также яровую пшеницу, гречиху, просо. Транспортный комплекс района представлен железнодорожным, водным, автомобильным, трубопроводным и воздушным видами транспорта. Прибытие грузов по объему в район значительно превышает отправление. ЦЕНТРАЛЬНО – ЧЕРНОЗЕМНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЙОН. Входят: Белгородская .Воронежская, Курская, Липецкая и тамбовская области, индустриально- аграрный район , который в общероссийском территориальном разделении труда выделяется крупной добычей железной руды, выплавкой чугуна и стали , производством тракторов и сельскохозяйственных машин, горнорудного и технологического оборудования , синтетического каучука и шин , красителей , минеральных удобрений, химических волокон. Значительный удельный вес район занимает по производству сахара, растительного масла, мясных и молочных продуктов, валовых сборов зерна, сахарной свеклы, подсолнечника, картофеля и овощей. Главным природным богатством района являются железные руды Курской магнитной аномалии ( КМА ) , которые протягиваются двумя полосами в Курской и Белгородской областях. Руды залегают на глубине or 35-40 до 400-500 метров, что позволяет вести их добычу открытым способом . ЦЧР располагает крупными запасами мела , известняков , доломитов, мергеля и огнеупорных глин, песков. В территориально - производственном комплексе ЦЧР выделяются два главных межотраслевых сочетания , определяющих экономический профиль : добыча железной руды – черная металлургия - машиностроение - строительная индустрия .сельское хозяйство - пищевая промышленность . Черная металлургия района дает 10% общего производства продукции данной отрасли России. В связи с развитием черной металлургии района усилилась специализация ЦЧР на металлоемком машиностроении. В ЦЧР развито станкостроение (Липецк), комбайны, зерноочистительные и зерноуборочные машины (Воронеж). Важную роль в производственном комплексе района играет химическая промышленность. В районе выделяются крупные предприятия по производству синтетического каучука и на его основе резиноасбестовая промышленность, выпускающая автомобильные шины (Воронеж), резинотехнические изделия (Курск, Тамбов), синтетических волокон (Курск), синтетических жирных кислот, спиртов и моющих веществ (Шебекино). Ведущей отраслью пищевого комплекса является свеклосахарная , котораявозникла еще в прошлом веке. В регионе 50 крупных свеклосахарных заводов , производящих свыше 40% сахара - песка в России .Наибольшее развитие эта отрасль получила в Воронежской, Белгородской и Курской областях. К старым отраслям пищевой промышленности региона, относятся мукомольно-крупяная (Воронеж, Курск) , маслобойная ( Воронежская обл.) , крахмалопаточная , спиртовая и мясная промышленность . Новыми отраслями пищевой индустрии стали масло - и сыродельная . Район отличается высокой сельскохозяйственной освоенностью территории и земледелие по стоимости продукции преобладает над животноводством . ЦЧР специализируется на зерновом хозяйстве , а посевах которого преобладает озимая пшеница .
Реферат опубликован: 27/07/2006