Страница: 10/28
Карта фондового рынка Японии меняется так же стремительно и радикально, как и карта банковской системы. События ещё не вышли из организационной стадии, но уже изменяют весь облик делового мира Японии. Компании получают самый широкий выбор каналов и способов финансирования. Это своего рода «тектонический сдвиг», который начинает формировать структуру предпринимательского сектора.
Особенности японской долговой экономики состоят в том, что дефицит частных финансовых учреждений покрывается только внутренним государственным долгом, без внешних заимствований. Облигации государственного долга покупают коммерческие банки и Бюро доверительных фондов, подчиненное министерству финансов и управляющее государственной пенсионной системой и вкладами граждан в почтовые страховые и сберегательные кассы.
В 1999 г. было принято не два, как обычно, а три бюджета: основной, и два дополнительных, составленных под программу «политики экономического возрождения». В них было заложено снижение налогов на 9 трлн. иен, расходы на санацию банковской системы, программа государственных гарантий кредитов малому бизнесу на сумму в 10 трлн. иен спасла не мало мелких предприятий от разорения, и, как обычно инвестиции в «общественные работы». Это традиционные объекты: водоохранные сооружения, дороги, порты и аэропорты, площадки под жилую застройку, канализация и оросительные системы для сельского хозяйства.
Экономическая политика государства стала более определенной. В 1999г. оно решало антикризисные проблемы и занималось выработкой среднесрочной стратегии. Она была принята в ноябре 1999г. в виде документа озаглавленного «принципы политики экономического возрождения». Во взятой на вооружение 28 янв. 2000г. годовой экономической программе, развивающей положение среднесрочной экономической стратегии, ставится цель добиться в 2000 фин. г. прироста ВВП на 1% на основе спроса на внутреннем рынке.
Кризис 90-х г.г., как всякое серьезное потрясение поставил Японию перед выбором стратегии развития. XXI в. начинается как век глобализации – свободного движения людей, товаров, денег и потоков информации через национальные границы. В экономике образовании, науке вырабатываются универсальные стандарты и правила. Национальные стандарты проходят проверку на эффективность и совместимость. Это значит, что во всех сферах социальной жизни – в правительстве, компаниях, университетах и т.д. – нужны новые правила раскрытия информации, её оценки, выбора и принятия решений.
Испытывая хронический избыток денежных средств на внутреннем рынке Япония пошла на беспрецедентное дерегулирование финансовой системы. Революция в области финансовых услуг лишает всякого смысла долговременные связи компаний с банками, поставщиками и покупателями в расчете на стабильность и взаимную помощь в трудных ситуациях. Повышается роль капиталистов и менеджеров предпринимательского склада, развивается венчурный бизнес. Отношения между предприятиями и работниками целиком переходят на базу рыночных контрактов.
В новой экономической системе не остается места государству, указывающему частному предпринимательству направления развития. За государством остается только установление общих правил игры и координация конфликтующих интересов. Такова идеология, осмысливающая то направление изменений в экономическом укладе Японии, которым был дан старт на исходе кризиса 80-х г.г. Они указывают на то, что глобализация экономики стирает старые черты национальной хозяйственной системы, и заменяют прежнюю японскую модель на новую – более открытую и гибкую.
2. Политическая система.
Реферат опубликован: 27/01/2007