Страница: 15/28
5 мая – день детей (кодомо но хи), а этот праздник – для мальчиков. В этот день на крышах домов и в садах развивается множество флагов, по форме напоминающих карпа. В большинстве домов количество карпов соответствует количеству живущих в доме мужчин.
7 июля – праздник звёзд (танабата). Как гласит легенда, двум влюбленным, разделенным Млечным Путём, только в ночь на 7-ое июля разрешается встретится. В праздник танабата люди загадывают желания, которые они пишут на полосках бумаги и привязывают к веткам бамбука.
15 ноября – проводится праздник, когда девочек 3-х или 7-и лет, мальчиков 5-и или 7-и лет ведут в синтоистский храм для молитвы о ниспослании им крепкого здоровья. Этот праздник называется Сити-го-сан, что в переводе с Японского значит «семь-пять-три».
Праздник о-бон отмечается в середине августа. Существует поверье, что духи умерших любимых возвращаются домой в этот день. Дома и могилы по этому случаю тщательно перебираются, на могильных камнях оставляют еду как подношение духам.
Но самым главным и любимым праздником считается новый год. На новый год в каждом доме появляются три ветки. Первая – это ветвь бамбука, быстро-растущего дерева. Имеется в виду пожелание: пусть так же быстро растут дети. У хозяина будут крепкие помощники, такие же, как стволы сливы, с которой срезана вторая ветвь. И пусть все члены семьи живут долго, как сосна, ветка которой тоже украшает дом. Рядом висят листки с иероглифами. Это стихи, новогодние пожелания друзей. Здесь же подвешен пук соломы, её нужно поджечь, чтобы отогнать от дома злых духов. Это первое очищение японцев от зла. Но нельзя обойтись без внутреннего очищения: в канун нового года нужно отдать все долги. Должники ищут кредиторов, а кредиторы – должников. Покончив с расчетами, японцы приступают к третьему этапу очищения – выносят всю старую воду из дома.
Современное японское мышление представляет несомненный интерес для социологов ввиду уникально сочетающихся в нем исконно японских и западных ценностей. Причём Япония, пожалуй, - достаточно редкий пример гармонии и отлаженного действия такого механизма. Позаимствовав на Западе основные элементы современной демократической институциональной системы, Япония сохранила некоторые традиционные черты национального мышления. Поэтому современное японское мышление можно считать крайне интересным примером адаптационно-органического сплава национального традиционализма и модернизма. В этом контексте японский опыт имеет бесценное значение для России, пытающейся совместить свой традиционализм с западным опытом демократического развития.
Каким же образом, приняв и освоив западную систему ценностей, Япония тем не менее не утеряла самобытности своего мышления? Чтобы познать внутренние пружины японской политико-экономической системы, которая движима подчас не столько конкуренцией и конфликтностью, сколько сотрудничеством и коалиционностью, необходимо остановиться на некоторых истоках этой самобытности и традиционных социально-психологических чертах японского общества.
Три столетия самоизоляции Японии, вплоть до прибытия в 1853 г. «черных кораблей» коммодора Пери в гавань Симоды, наложили исключительно сильный отпечаток на японский национальный характер. Страна с трудом, шаг за шагом выходила из своего состояния «куколки». Быстрая модернизация проходила в форме экспансии западных товаров и ценностей, оставляя у японцев смешанные чувства. На различных уровнях общения до сих пор чувствуются элементы ксенофобии, стремление некоторых японцев дистанцироваться от «гайдзин» («иных людей» - иностранцев), а также комплексы робости и ограничители, происходящие, например, из учтивых грамматических форм.
Реферат опубликован: 27/01/2007