Страница: 7/28
Высокая норма накопления является той ценой, которую платит Япония за сохранение места ведущего поставщика оборудования в международном разделении труда. Структурная диспропорция японской экономики – это гипертрофированное развитие тяжелой промышленности. В бурноразвивающихся странах Азии в таких традиционных отраслях, как чёрная металлургия, нефтехимия, автомобильная промышленность, построены внушительные производственные мощности. Высокие производственные издержки в Японии мешают её промышленности конкурировать с ними. Преимущества Японии перед развитыми странами в сфере качества тоже основательно «размыто».
Кризис 90-х г.г. – кризис хозяйственной системы. В начале 90-х годов страна подошла к важному рубежу. Экономическая политика государства направленная на завоевание места мирового лидера и строившая на сочетании защиты внутреннего рынка с внешней экспансией, явно выполнила свои задачи и устарела. Кризис 90-х годов нередко объясняют именно тем, что в Японии не была выработана новая концепция, или новая модель развития, соответствующая глобальному характеру хозяйственной жизни. Японское Управление экономического планирования в годовом докладе за 1998 г. прямо связывает снижение темпов роста в 90-х годах с неясностью перспективы как у предприятий так и у населения. Неясно, как будет меняться отраслевая структура производства и занятости, и эта неопределенность негативно сказывается на частных инвестициях в основной капитал и на новом жилищном строительстве. В Японии не была достаточно быстро осознана необходимость реформирования прежних институтов. Страна задержала реформу государственного капитализма, который выполнил свою миссию в процессе «догоняющего развития». Коалиция политиков, чиновников и бизнеса потеряла мобильность, инициативу, утратила общественный авторитет. Крупные корпорации Японии привыкли руководствоваться местными стандартами, как техническими, так и управленческими, например, программное обеспечение компьютеров и практика «пожизненного найма». Япония начала отставать в области «глобализации» своих финансов, информации и связи, знаний и людских контактов. Теперь приходится менять институционные параметры и методы экономической политики в условиях открытой экономики и экономического застоя. Не в пользу Японии политическая нестабильность (частая смена недолговечных коалиционных правительств) и скандалы, связанные с коррупцией чиновников. ЛДП, ведущая партия в коалиции, не может так легко, как прежде проводит реформаторские законопроекты через парламент.
Итак, в 1995 г. впервые за весь послевоенный период начались банкротства банков. В 1995-97 г.г. обанкротилось несколько небольших местных банков и два крупных («Хио» и «Хоккайдо такуёку»). В 1998г. прекратила существование одна из четырёх крупнейших брокерских компаний «Ямаити сёкэн». Затем обанкротилась крупнейшая компания ипотечного кредита «Дзютаку кинью коко». В 1998г. объявлены неплатежеспособными и поставлены на год под государственное управление Банк долгосрочного кредита и Японский кредитный банк, два из трех банков долгосрочного кредита имеющих исключительное право выпускать на рынок банковские облигации.
Крупные потери понес государственный бюджет. Расшатывается институт «Головных банков», выполнявший функцию внешнего контроля над корпорациями, один из устоев национальной хозяйственной системы. Сокращаются акционерные портфели коммерческих банков. В прежние времена при наступлении кризиса групповые связи укреплялись – сильные члены группы помогали более слабым компаниям финансами и управленческим персоналом. Но сейчас невыгодно с точки зрения международной конкурентоспособности связывать деньги в перекрестном владении акциями, доходность которых невысока.
Реферат опубликован: 27/01/2007