Бюджетное устройство и бюджетный процесс РФ

Страница: 18/22

· годовыми отчетными сметами доходов и расходов бюджетных учреждений по главным распорядителям бюджетных средств;

· реестром федеральной государственной собственности и отчетом о состоянии внешнего и внутреннего долга РФ на первый и последний день отчетного финансового года;

· отчетом Федерального казначейства о рассмотренных делах и наложенных взысканиях за нарушения бюджетного законодательства.

Счетная палата проводит проверку отчета об исполнении федерального бюджета за отчетный год в течение 1,5 месяцев после представления отчета в ГД, используя материалы и результаты проведенных проверок и ревизий. Государственная Дума рассматривает отчет об исполнении федерального бюджета в течение 1,5 месяцев после получения заключения Счетной палаты, после чего принимает решение об утверждении или отклонении отчета .

4. Бюджетная политика Российской Федерации

и направления ее совершенствования

Бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом является одним из основных инструментов экономической политики государства. Бюджетная политика на очередной финансовый год определяется Бюджетным посланием Президента РФ, направляемом Федеральному Собранию в начале (не позднее марта) предшествующего года.

Так как наиболее важными направлениями бюджетной политики являются сбор бюджетных доходов, выполнение бюджетных обязательств, управление бюджетным дефицитом и государственным долгом, то и эффективность всей бюджетной политики может быть оценена по результативности деятельности органов исполнительной власти в указанных направлениях. Состояние государственных финансов оказывает весьма сильное воздействие на реальную экономику, поэтому динамика основных макроэкономических показателей также может выступать одним и критериев успешности варианта осуществляемой бюджетной политики.

В качестве критериев эффективности бюджетной политики можно предложить следующие[29]:

· уровень собираемости бюджетных доходов в целом, налогов в частности;

· уровень выполнения бюджетных обязательств;

· величину бюджетного дефицита и скорость роста государственного долга;

· объем финансовых ресурсов, отвлекаемых на обслуживание государственного бюджета;

· уровень монетизации бюджетного дефицита;

· величину валютных резервов, используемых для финансирования бюджетного дефицита;

· динамику валового внутреннего продукта;

· уровень безработицы;

· степень выполнения законодательных и приравненных к ним актов о бюджете.

В условиях России к вышеназванным показателям можно добавить критерии, характеризующие специфику современного этапа в развитии российской экономики:

· масштабы эмиссии денежных суррогатов (КО, КНО, зачеты);

· величину просроченной задолженности по оплате труда из-за отсутствия бюджетного финансирования;

· величину просроченной задолженности по оплате государственного заказа.

Для иллюстрации оценки эффективности российской бюджетной политики приведем конкретные данные в соответствии с перечисленными выше критериями (Источники: Минфин РФ, ЦБР РФ, Госкомстат РФ, ИЭА) за период - 1994 - 1997 г.г.[30]

Периоды

1

2

3

4

5

Вице-премьеры, курировавшие финансовую политику

А. Шохин

А. Чубайс

В. Кадан-ников

В. Потанин, А. Лившиц

А. Чубайс

Министры финансов

С. Дубинин

В. Пансков

В. Пансков

А. Лившиц

А. Чубайс

Период

Показатели

февраль-декабрь 1994 г.

январь-декабрь 1995 г.

январь-август 1996 г.

сентябрь 1996 г. - март 1997 г.

апрель-ноябрь 1997 г.

Доходы федерального бюджета (по определению МВФ)

с элиминированием сезонной составляющей

(в среднем за период, в % к ВВП)

Наличными деньгами и денежными суррогатами:

Все доходы

в том числе:

налоговые доходы

неналоговые доходы

12,0

11,9

0,1

12,4

10,8

1,6

10,3

8,7

1,7

9,0

8,0

1,0

10,6

8,6

2,1

Удельный вес в налоговых доходах, в %

наличных денег

денежных суррогатов

98,9

1,1

89,6

10,4

82,3

17,7

85,3

14,7

91,7

8,3

Выполнение бюджетных обязательств

Расходы федеральн. бюджета (по определению МВФ) в % к ВВП

23,2

17,4

18,0

21,1

16,0

Просроченная зад-ть по оплате труда из-за отсутствия бюджетн. финансир-ния на конец периода:

млрд. руб.

во всей зад-ти по опл. труда, %

в фонде оплаты труда, %

915

17,3

4,4

2736

17,3

6,6

6107

17,0

14,9

11305

21,5

27,7

4940

10,1

9,1

Дефицит бюджета и государственный долг

Дефицит фед. бюджета (по определению МВФ) в % к ВВП

11,1

5,3

7,7

8,0

5,3

Государственный долг, оформленный ГКО-ОФЗ, на конец периода, в % к ВВП

1,0

3,2

7,9

11,3

12,6

Прирост гос. долга, оформлен-ного ГКО-ОФЗ, процентных пунктов ВВП:

в среднем в месяц

в пересчете на год

0,08

1,0

0,18

2,2

0,59

7,1

0,48

5,8

0,14

1,7

Периоды

1

2

3

4

5

Вице-премьеры, курировавшие финансовую политику

А. Шохин

А. Чубайс

В. Кадан-ников

В. Потанин, А. Лившиц

А. Чубайс

Министры финансов

С. Дубинин

В. Пансков

В. Пансков

А. Лившиц

А. Чубайс

Период

Показатели

февраль-декабрь 1994 г.

январь-декабрь 1995 г.

январь-август 1996 г.

сентябрь 1996 г. - март 1997 г.

апрель-ноябрь 1997 г.

Макроэкономические результаты финансовой политики

Темпы прироста ВВП в ценах сентября 1997 г. в расчете на год,%

- 12,8

- 4,2

- 5,0

- 2,4

0,4

Законы о федеральном бюджете и их исполнение

(по определению Министерства финансов РФ) с элиминированием сезонной составляющей (в среднем за период, в % к ВВП)

Законы о федеральном бюджете:

доходы

расходы

дефицит

15,9

26,8

10,9

18,8

26,7

7,9

15,1

19,5

4,4

15,5

19,4

4,0

12,2

15,5

3,3

Фактическое исполнение:

доходы

расходы

дефицит

13,7

23,5

9,9

14,3

15,6

1,3

11,6

15,9

4,4

9,9

12,3

2,4

11,3

14,4

3,1

Степень исполнения законов о бюджете, %:

доходы

расходы

дефицит

доходы и расходы в среднем

85,9

87,7

90,4

86,8

76,1

58,6

16,6

67,3

76,6

81,8

99,7

63,9

64,4

63,5

60,0

63,9

93,2

93,3

93,6

93,2

Реферат опубликован: 8/11/2007