Бюджетное устройство и бюджетный процесс РФ

Страница: 6/22

· завершение перехода на казначейскую систему исполнения федерального бюджета;

· поддержание уровня занятости населения Российской Федерации и снижение числа безработных не менее чем на 500 тысяч человек;

· повышение инвестиционной активности, формирование источников реального наполнения Бюджета развития РФ и на этой основе увеличение по сравнению с уровнем 1997 г. объемов капитальных вложений.[6]

Конкретное представление об источниках формирования федерального бюджета и направлениях расходования его средств можно получить из анализа основных положений федерального бюджета на 1998 г. Федеральный бюджет на 1998 г. был утвержден по расходам в сумме 499 945,2 млн. рублей и по доходам в сумме 367 548,0 млн. рублей исходя из прогнозируемого объема ВВП 2 840 млрд. рублей и уровня инфляции 5,7 % (расходы составили около 17,6 % ВВП). Предельный размер дефицита федерального бюджета на 1998 год был установлен в сумме 132 397,2 млн. рублей (4,7 % ВВП). На покрытие дефицита бюджета было решено направить поступления из источников внутреннего финансирования в общей сумме 105 830,2 млн. рублей, включая доходы от эмиссии государственных ценных бумаг, и внешнего финансирования в общей сумме 26 567,0 млн. рублей. Бюджет развития РФ был утвержден в сумме 16 380,4 млн. рублей.[7]

Доходы федерального бюджета РФ на 1998 г. (выдержка)[8]:

Виды доходов

Сумма, млн. руб.

НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ, всего

306 975,7

в том числе:

Налог на прибыль (доход) предприятий и организаций

Налог на добавленную стоимость

Акцизы

Налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте

Лицензионные сборы

Платежи за пользование природными ресурсами

Таможенные пошлины и иные тамож. сборы и платежи

Прочие налоги, пошлины и сборы

48 140,6

141 270,2

78 700,4

1 924,6

400,0

8 448,4

27 091,5

1 000,0

НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ, всего

28 493,3

в том числе:

Доходы от имущества, находящегося в государственной собственности, или от деятельности

Доходы от продажи имущества, находящегося в государственной собственности

5 334,7

8 125,5

ДОХОДЫ ЦЕЛЕВЫХ БЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ, всего

32 079,0

Данные свидетельствуют, что почти 84 % всех доходов бюджета составляют налоговые доходы, а около 46 % налоговых доходов бюджета составляет налог на добавленную стоимость (налоговые доходы - это обязательные, безвозмездные, безвозвратные платежи в пользу бюджета). Необходимо отметить, что ряд федеральных налогов являются регулирующими, т.е. часть из них направляются в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты. Например, из доходов, поступающих от уплаты НДС на товары (работы, услуги), производимые (выполняемые, оказываемые) на территории РФ, лишь 75 % поступает в федеральный бюджет; из акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья, водку и ликероводочные изделия, спиртосодержащие растворы, производимые на территории Российской Федерации, - 50 % и т.п. (ст. 20 ФЗ «О федеральном бюджете на 1998 год). Полностью в федеральный бюджет поступают такие налоги, как, например, акцизы на товары, ввозимые на территорию РФ, таможенные пошлины, таможенные сборы и иных таможенные платежи.

В доходы федерального бюджета на 1998 год включаются средства следующих целевых федеральных бюджетных фондов: Федерального дорожного фонда, Федерального экологического фонда, Государственного фонда борьбы с преступностью, Фонда воспроизводства минерально-сырьевой базы, Фонда развития Федеральной пограничной службы, Фонда Министерства по атомной энергии, Фонда развития таможенной системы, Федерального фонда Государственной налоговой службы и Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации.

Расходы федерального бюджета РФ на 1998 г.[9] (выдержка)

Виды расходов

Сумма, тыс. руб.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

12 085 733,7

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ

4 453 949,8

МЕЖДУНАРОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

14 496 983,9

НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБОРОНА

81 765 000,0

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ

БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА

41 616 615,1

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И СОДЕЙСТВИЕ

НАУЧНО - ТЕХНИЧЕСКОМУ ПРОГРЕССУ

11 157 881,0

ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, ЭНЕРГЕТИКА И СТРОИТЕЛЬСТВО

27 438 327,2

СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО И РЫБОЛОВСТВО

12 017 785,6

ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ, ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЯ, КАРТОГРАФИЯ И ГЕОДЕЗИЯ

2 929 835,8

ТРАНСПОРТ, ДОРОЖНОЕ ХОЗЯЙСТВО, СВЯЗЬ И ИНФОРМАТИКА

1 521 357,0

РАЗВИТИЕ РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

100 000,0

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И ЛИКВИДАЦИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ

ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ И СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

8 474 217,5

ОБРАЗОВАНИЕ

17 253 152,7

КУЛЬТУРА, ИСКУССТВО И КИНЕМАТОГРАФИЯ

3 567 818,2

СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

2 011 997,9

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ И ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

9 424 731,8

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

35 066 011,2

ОБСЛУЖИВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА

124 135 443,0

ПОПОЛНЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ И РЕЗЕРВОВ

6 732 765,0

ФИНАНСОВАЯ ПОМОЩЬ БЮДЖЕТАМ ДРУГИХ УРОВНЕЙ

51 703 792,0

УТИЛИЗАЦИЯ И ЛИКВИДАЦИЯ ВООРУЖЕНИЙ

1 921 700,0

МОБИЛИЗАЦИОННАЯ ПОДГОТОВКА ЭКОНОМИКИ

771 538,0

ИССЛЕДОВАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОСМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА

3 670 357,0

ПРОЧИЕ РАСХОДЫ

6 450 741,8

ЦЕЛЕВЫЕ БЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ

32 078 999,9

Реферат опубликован: 8/11/2007