Страница: 6/21
Таким образом, жесткая рестриктивная бюджетная политика в условиях переходного периода становится объективной необходимостью. Без нее стабилизации в экономике и финансах не добиться.
Причины инфляционных процессов в России состоят в увеличении прибыльности предприятий при сокращении объемов производства и реализации товаров и услуг, монополизме производителя и отсутствии конкуренции, ликвидации взаимосвязи между увеличением доходов и производительностью труда. Последствия инфляционных процессов общеизвестны: эмиссия денег и их обесценение, растущая –дефицитность госбюджета, увеличение государственного долга.
В числе причин инфляции особо следует об экономическом поведении хозяйствующих субъектов, которые, ссылаясь на высокий уровень налогообложения, идут на завышение цен (там, где это возможно) с целью получения необходимой массы прибыли, сократившейся от очередного роста налоговой ставки.
Увеличение доли налоговых отчислений от балансовой прибыли в основном обусловлено ростом средней заработной платы, превышающим ее нормируемый не облагаемый налогом уровень, выплатами ряда налогов и сборов, которые ранее относились на себестоимость (налог на имущество, налог на рекламу).
Налоговая емкость ВВП должна быть оптимальной: золотая середина определяется на стадии бюджетного планирования (прогнозирования) исходя их потребности государства в финансовых ресурсах и необходимости сохранения (создания) системы эффективного функционирования экономики.
1.4 Виды налогов
Согласно Закону РФ «Об основах налоговой системы» впервые в российской практике налоги разделены на три вида:
- федеральные;
- налоги субъектов Федерации (территориальные);
- местные налоги.
Федеральные налоги вводятся и устанавливаются федеральными законодательными органами власти (Государственной Думой и Советом Федерации) и взимаются на всей территории страны.
К федеральным налогам относятся:
- налог на прибыль с предприятий;
- налог на добавленную стоимость;
- акцизы на отдельные группы и виды товаров;
- подоходный налог с физических лиц;
- налог на операции с ценными бумагами;
- таможенные пошлины;
- отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
- платежи за пользование природными ресурсами;
- отчисления в дорожный фонд;
- гербовый сбор;
- государственная пошлина;
- налог с имущества, переходящего по наследству или дарением;
- сбор за использование названия «Россия»;
- специальный налог с предприятий;
- транспортный налог с предприятий;
- сбор за регистрацию банков и их филиалов.
Ставки федеральных налогов и пропорции зачисления собираемых средств в бюджеты разных уровней устанавливаются законодательными актами и Указами Президента. В условиях трансформирования экономических отношений в России изменения и уточнения в механизме налогообложения происходят ежегодно и даже чаще.
Полностью в федеральный бюджет зачисляются лишь таможенные пошлины, налог на операции с ценными бумагами, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, сбор за использование названия «Россия», сбор за регистрацию банков и их филиалов. Доля этой налоговой массы очень незначительна. Все остальные и к тому же основные налоги в различных пропорциях поделены между федеральным бюджетом и бюджетами территорий.
Территориальные (субъектов Федерации) бюджеты имеют также собственные, закрепленные за ними налоги:
- налог на имущество предприятий;
- лесной доход;
- плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем;
- сбор на нужды образовательных учреждений;
- сбор за регистрацию предприятий.
Муниципальные органы власти получают в свои бюджеты как часть сумм от федеральных налогов, так и собираемые местные налоги. Их перечень регламентирован федеральным законодательством, но не является обязательным для введения в действие всех 23 налогов. Лишь три местных налога подлежат безусловному взиманию в бюджет: налог на имущество физических лиц, земельный налог и регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.
Использование остальных местных налогов является прерогативой местных властей, однако по большинству налогов установлены верхние пределы ставок. Наиболее распространенными в настоящее время являются:
- сборы за право торговли;
- сборы на содержание милиции и благоустройство;
- налог на рекламу;
- сбор за выдачу ордера на квартиру;
- сбор за право использования местной символики;
Реферат опубликован: 13/12/2009