Страница: 14/45
Фирменные кредиты, как уже отмечалось выше, были известны еще до второй мировой войны. Однако в то время их объем был несравнимо меньше, а сроки - значительно короче. Поэтому представление таких кредитов иностранным покупателям не создавало особых трудностей для поставщиков. Положение существенно изменилось в послевоенные годы. Возросшее абсолютное и относительное значение фирменных кредитов как средства финансирования экспорта, безусловно, потребовало перестройки аппарата финансирования экспорта, приспособления его к новым условиям. Это коснулось как самих фирм-экспортеров, так и связанных с ними банков.
Участие банков в среднесрочном финансировании экспорта в послевоенные годы в необходимых, резко возросших размерах затруднялось тремя основными причинами: значительными рисками, связанными с такими операциями; ограниченностью свободных ресурсов у частных банков; боязнью банков подорвать ликвидность своих активов в связи с удлинением сроков экспортных кредитов, с одной стороны, и специфичностью характера их капитала, базирующегося в основном на краткосрочных депозитах - с другой. Все эти проблемы не могли быть разрешены силами только частных предпринимателей. Поэтому в тех случаях, где это было необходимо, монополии призвали на помощь государство.
Основными принципами участия государства в среднесрочном финансировании экспорта являются государственное страхование экспорта в форме выдачи гарантий по экспортным кредитам (практика, получившая в западноевропейских странах довольно широкое развитие еще до второй мировой войны, но сфера действия которой тогда ограничивалась, главным образом, краткосрочными кредитами) и создание дополнительных систем финансирования и рефинансирования экспорта.
Хотя такие системы использовались для форсирования торговли между развитыми странами , основной целью их деятельности все же было развитие торговли с развивающимися странами. Появление систем государственного участия в среднесрочном кредитовании экспорта относится как раз к тому периоду, когда развитые капиталистические страны начинают все более интересоваться рынками сбыта в развивающихся странах.
В начале 1950 года западногерманский банк "Банк дойчер лендер" выделил "переучетный фонд" в сумме 100 млн.долларов в распоряжение банка "Кредитанштальт фюр видерауфбау" для финансирования фирменных кредитов на срок до 4-х лет. В марте 1950 года во Франции была организована система финансирования фирменных кредитов на срок от 2-х до 5-и лет, которая основывалась на существовавших системах среднесрочного финансирования операций местного рынка. В октябре 1950 года бельгийский государственный банк "Энститю де реэскомт э де гаранта" выделил 800 млн. бельг. франков для финансирования фирменных кредитов на срок до 5-ти лет. В декабре 1950 года японское правительство создало Экспортный банк Японии для финансирования фирменных кредитов на срок от 6-ти месяцев до 5-ти лет. В 1952 году Англия удлинила максимальный срок экспортных кредитов при сделках с покупателями, не входившими в стерлинговую зону, до З-х лет, а в случаях так называемого "экспорта в национальных интересах" - до 4-5 лет. До этого кредиты покупателям нестерлинговой зоны сроком более 6 месяцев подлежали одобрению Комиссией по контролю за иностранной валютой, причем половина контрактной стоимости должна была выплачиваться покупателем не менее, чем через 6 месяцев, а вторая половина - в течение 2-х лет. В Италии система финансирования экспортных кредитов была введена в декабре 1953 года.
В этот период во многих странах возобновляют свою деятельность реорганизованные для осуществления среднесрочных операций институты по страхованию экспортных кредитов.
Реферат опубликован: 2/03/2009